Набор подвижных игр 8

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
Laptam.jpg

Метко по цели

РУССКАЯ ЛАПТА

На одной стороне площадки проводится черта города, на противоположной, на расстоянии 40-60 шагов от черты города, — черта кона. Если игра проводится на травяной площадке (лужайке), линии города и кона можно отметить какими-либо предметами. Пространство между городом и коном называется полем (рис. 48). Для игры требуются лапта и маленький резиновый или теннисный мяч. Играющие выбирают двух капитанов («маток», как часто их называют в этой игре) и делятся на 2 равные команды. Затем жребием определяется, какой команде играть в поле и какой в городе. Команда, играющая в поле, произвольно размещается по всему полю лицом к черте города. Другая команда становится в городе. Капитан команды, находящейся в городе, получает лапту с мячом и устанавливает очередь между своими игроками для отбива мяча. Капитан команды поля посылает одного из своих игроков в город (к противникам) для подачи мяча. Первый по очереди игрок команды города берет лапту и встает у линии города. Подавальщик получает маленький мяч и, стоя у черты города, подбрасывает его, а первый игрок города отбивает его лаптой как можно дальше в поле. Если удар по мячу был хороший, игрок бежит через поле на кон и обратно. Если же удар был слабый и мяч упал недалеко, игрок остается в городе и ждет следующего хорошего удара для перебежки. Игроки поля стараются поймать «свечу» или схватить мяч с земли и осалить им перебегающих. Если кому-либо из игроков поля удастся поймать свечу, то все играющие в поле перебегают в город, а команда города занимает их место. Если же игрокам поля в этот момент удастся осалить мячом кого-либо из перебегающих, то сейчас же они бегут в город, а игроки из города быстро бегут в поле и стараются отсалиться, то есть попасть мячом в кого-либо из игроков, не успевших убежать в город. Если им это удастся, то они опять бегут как можно быстрее в город, а из города команда бежит в поле и также стремится отсалиться. Таким образом, происходит борьба за обладание городом. Когда в городе утвердится неосаленная команда, игра продолжается дальше. Побеждает команда, сумевшая продержаться в городе дольше другой за все время игры. Можно присуждать победу и по-другому: каждый игрок города, пробежавший на кон и обратно, зарабатывает очко. В конце подсчитывается, у какой команды больше очков. Согласно правилам игры: играющие в городе отбивают мяч в поле по очереди, установленной капитаном. Каждый игрок может бить по мячу только один раз, независимо от того, попал он или промахнулся. Право на следующий удар он получает после того, как сбегает на кон и вернется в город неосаленным. Вернувшись, он занимает очередь за последним игроком города, не пробившим по мячу; капитан может бить подряд 3 раза. Он имеет право на перебежку после любого своего удара. Перебегающий должен оставить лапту в городе, в противном случае он обязан вернуться назад и бежать снова; после сильного хорошего удара перебегать можно сразу нескольким игрокам. Подавальщик имеет право салить мячом перебегающих игроков, как и любой, другой игрок, находящийся в поле.

ПИОНЕРСКАЯ ЛАПТА

Посредине площадки (желательно волейбольной) на высоте 180 см натягивается сетка или веревочка с прикрепленными к ней ленточками. Играющие делятся на 2 команды не более чем по 8-10 человек в каждой и располагаются по обе стороны сетки, как в волейболе: 3-4 человека — на передней линии, 3-4 человека — на задней. У каждого игрока в руках ракетка от настольного тенниса. По жребию одна команда выбирает площадку, а другая первой подает теннисный мяч. Игрок подающей команды, стоящий у задней линии справа, получает мяч. Он подбрасывает его вверх, а затем ударом ракетки отбивает его через веревку (сетку) на противоположную сторону. Игроки другой команды ракеткой принимают мяч с воздуха или после одного отскока от земли и отбивают его обратно над сеткой (веревкой). Если отбить мяч сразу неудобно, они могут перебросить его ракеткой 1-2 раза между собой и третьим ударом послать его на противоположную сторону. Так игроки перебрасывают мяч ракеткой с одной стороны на другую, пока кто-нибудь не ошибется. Подающая команда, допустившая ошибку, теряет подачу, передает мяч противоположной команде, и игру начинает игрок, стоящий справа на задней линии. Если ошибку допустят противники, то подающая команда зарабатывает очко, и тот же игрок опять подает мяч с правого угла на сторону противника. За каждую ошибку противника подающая команда зарабатывает очко. Игроки, потерявшие подачу, ждут, когда совершит ошибку противник. После ошибки противника подача: снова переходит к ним. Игроки при этом меняются местами, передвигаясь по часовой стрелке. Мяч подает новый игрок, занявший место справа у задней линии. Команда, набравшая 15 очков, считается победительницей в первой партии игры. Играют обычно 3 партии. Команда, выигравшая две из них, побеждает. Количество очков для каждой партии можно сократить и до 10, в зависимости от времени, отведенного на игру, и от подготовленности играющих. Ошибками считаются 2 удара ракеткой подряд; заступание за среднюю черту под сеткой во время удара; 2 удара мяча о землю до того, как его отобьют ракеткой; отбивание мяча ракеткой на одной стороне более 3 раз; пролет мяча под сеткой (веревкой); падение мяча за границу площадки противника. После каждой партии команды меняются сторонами площадки. Выиграть партию надо с преимуществом не менее чем в 2 очка. В противном случае играют дополнительное время до тех пор, пока у какой-либо команды не будет преимущества в 2 очка.

ПОГОНЯ

Участники выстраиваются на площадке в две разомкнутые шеренги в 6 — 8 м одна за другой. Пары (стоящий впереди и сзади) подбираются так, чтобы скорость бега у них была примерно одинакова. В 15 — 20 м от первой шеренги кладутся набивные мячи (или ставятся флажки) в 2 м один от другого (по числу участников в шеренге). В 2 м от каждого набивного мяча кладется малый матерчатый (теннисный) мяч. По команде: «На старт!» — игроки обеих команд принимают положение высокого или низкого старта (по заданию), а по команде: «Марш!» — устремляются к набивным мячам. Добежав до них, первые номера обегают их справа налево и бегут за свою стартовую линию. Вторые номера, минуя набивные мячи, берут малые мячи, поворачиваются кругом и устремляются вслед за убегающими первыми номерами, стараясь попасть мячом в своего соперника. Первые номера, возвратившись на прежнее место, становятся за линию, где стояли вторые номера. В кого попали мячом, поднимают руку. Пока ведущий подсчитывает число запятнанных, игроки метавшей шеренги подбирают мячи и возвращают их на прежнее место. Затем шеренги меняются ролями. После нескольких перебежек подсчитывается общее число игроков, пойманных каждой командой. Одновременно с командой-победительницей отмечаются и те, кто ни разу не был пойман. Руководитель следит, чтобы каждый обегал свой мяч и после поворота убегал по прямой, не уклоняясь в сторону. За нарушение этих правил команде начисляется штрафное очко.

СВЕЧИ

На одной стороне площадки проводится черта длиной в 4 шага. Все остальное пространство площадки называется полем. Играющие выбирают двух игроков — метальщика и подающего. Они встают у черты. Все остальные игроки произвольно размещаются по полю. Метальщик берет лапту (толстая палка с немного обструганным, концом, чтобы лучше было ее держать), а подающий — маленький мяч. Подающий, стоя у черты, невысоко подбрасывает мяч, а метальщик сильно бьет по нему лаптой, стараясь послать его как можно выше и дальше. Игроки, стоящие в поле, стараются поймать мяч на лету, то есть «поймать свечу». Кому это удастся, тот становится метальщиком, а бывший метальщик бежит на его место в поле. Если «свечу поймать» не удалось, один из игроков поднимает мяч и немедленно бросает его подавальщику. Если подавальщик поймает мяч, не заходя за черту, он становится метальщиком, а бросивший мяч становится новым подавальщиком. Бывший метальщик бежит в поле на место ушедшего игрока. Правила игры следующие: если метальщик промахнулся 2 раза или отбил мяч назад, то он меняется местом с подавальщиком. Если подавальщик 3 раза подряд плохо подал мяч, то он идет в поле, а на его место назначается новый подавальщик. Нельзя отбивать мяч в землю, он должен лететь по воздуху.

ЛАПТА С ПРЕПЯТСТВИЯМИ

Играют две команды. Одна располагается в городе, другая — в поле. В поле обозначаются три круга диаметром 1 м в 3-5 м один от другого (рис. 46). Игроки команды города в порядке очереди отбивают мяч лаптой и бегут в первый, затем второй и третий круг. На пути из третьего круга они преодолевают два препятствия: ров шириной 1,5 м и забор высотой 60-70 см. Если игрок, отбив мяч, без остановок пробежит все круги, преодолеет оба препятствия и вернется неосаленный в город, команде начисляется 4 очка. Если пробежка выполняется после удара второго или третьего очередного игрока, команда получает только 1 очко. Игроки поля ловят мяч и стараются осалить бегущих, пока те находятся вне города или вне круга. Если кому-то удастся осалить соперника, команды меняются местами. Игра продолжается 15 — 20 минут. Побеждает команда, набравшая больше очков. Судья следит, чтобы каждый перебегающий побывал в трех кругах и преодолел оба препятствия. Нельзя отбивать мяч лаптой в сторону или назад. Игрока, находящегося в круге, салить нельзя.

ГОРОД ЗА ГОРОДОМ

Для игры требуется просторная площадка размерами не менее 10х20 — 20х30 м. По четырем сторонам или по углам площадки чертятся 3 города 1х1 и 4-й, главный, 3×3 м или немного меньше. Играющие делятся на 2 равные команды, и каждая из них выбирает себе капитана. По жребию одна команда заходит в главный город, другая — в поле (по всей площадке между городами). У команды, находящейся в главном городе, маленький мяч и лапта (рис. 47). Одна команда (находящаяся в городе) называется подающей, другая (разместившаяся по всему полю) — командой поля. Капитан подающей команды устанавливает очередь, кому за кем подавать. Игрок, назначенный первым, берет лапту и встает за переднюю черту города, а капитан на этой же черте — напротив него. Капитан подбрасывает мяч вверх, а игрок отбивает его лаптой как можно выше и дальше в поле. Если удар был хороший и можно предположить, что мяч полетит далеко, ударивший бежит в ближайший первый город. Затем, если успеет, во второй, третий и обратно в главный город. Если же игрок отбил мяч плохо и видит, что он далеко не полетит, то может совсем не убегать из главного города и там дождаться следующего удара очередного игрока, чтобы обежать другие города и вернуться в главный город. Игроки поля стараются поймать мяч с воздуха — «поймать свечу» или схватить мяч и попасть им в игрока, перебегающего из города в город. Если им удастся «поймать свечу» или попасть мячом в перебегающего игрока, они меняются местами с подающей командой, если нет, то отбивает мяч в поле следующий игрок и т. д. Ударивший по мячу старается обежать все города и возвратиться в главный город (при условии, если его не осалят). Каждый обежавший все города и возвратившийся в главный город выигрывает для своей команды очко и имеет право опять бить по мячу в свою очередь. Цель игры подающей команды — отбивать мячом возможно сильнее и дальше, чтобы успеть обежать все города; цель команды, находящейся в поле,— «поймать свечу» или осалить мячом бегущего игрока противника. Во время игры команды неоднократно меняются местами. Играют установленное время или до определенного количества очков. В первом случае по окончании установленного времени выигрывает команда, набравшая большее количество очков. Во втором — команда, быстрее другой получившая установленное количество очков. Правила игры следующие: Играющие имеют право перебегать из города в город только тогда, когда мяч находится в поле. Как только мяч брошен в главный город, перебегать нельзя; в одном городе могут укрываться несколько игроков. Капитан команды имеет право отбивать мяч 3 раза подряд, все остальные играющие — 1 раз; промахнувшийся при отбивании мяча не имеет права бежать в город. Он может бежать, когда сделан следующий хороший удар по мячу другим игроком. Если капитан остался в главном городе один, то ему «подает» мяч ближайший игрок с поля; каждый игрок подающей команды должен обязательно побывать в каждом городе и вернуться в главный город. Он перебегает, пока мяч не вернется в главный город. Поэтому иногда игрокам поля выгоднее перебросить мяч в главный город, нежели, рискуя, бросать его в перебегающих; команды меняются местами в следующих случаях: а) если кто-либо из подающей команды осален в поле во время перебежки; б) если мяч, посланный из города, пойман с воздуха; в) если у подающей команды нет в главном городе ни одного игрока, имеющего право бить по мячу. При смене игроки подающей команды занимают те города, в которых они были в предыдущую игру во время отбивания мяча; игра кончается, когда выиграно установленное количество очков или когда истекло установленное время.

ОХОТНИКИ И УТКИ (круговая лапта)

Играющие делятся на две команды, одна из которых — охотники — становится по кругу (перед чертой), а вторая — утки — входит в середину круга (рис. 41). У охотников волейбольный мяч. По сигналу они начинают выбивать уток из круга. Каждый игрок может сам метать мяч или передать мяч для броска партнеру по команде. Утки, бегая внутри круга, спасаются от мяча, увертываясь и подпрыгивая. Подбитая утка покидает круг. начисляется запасное очко, и когда через некоторое время попадут мячом в игрока этой команды, то он остается в круге. Попадание в игрока от земли также не засчитывается, не разрешается при метании заступать за черту круга.

ЛОВКИЕ И МЕТКИЕ

На площадке чертят три концентрических круга диаметром 3, 10 и 15 м. По окружности маленького круга расставляют 6 городков — чурок, малых булав. Играют две команды. В каждой — один капитан и три защитника. Остальные игроки — подающие. Капитаны становятся в малый круг, защитники — в средний, а подающие размещаются в большом круге (рис 42). Ведущий дает во выбитому за это время. Игра заканчивается, когда в круге не останется ни одной утки, после чего игроки меняются, ролями. Побеждает команда, сумевшая подстрелить уток за меньшее время. Руководитель может установить время игры для метания мяча в уток. Тогда итог подводится по количеству уток. Правила игры запрещают, метая мяч, заступать за черту. Находящиеся в круге не имеют права ловить мяч руками. Они не считаются выбитыми, если мяч отскочил в них от пола. В круговой лапте игрокам, находящимся в круге, разрешается ловить бросаемый в них мяч. При неудачной попытке игрок покидает круг, но если мяч оказался в руках, игрок, ранее выбитый, возвращается в круг. Защитники противника стараются перехватить мяч и передать его своим подающим. Получив мяч, капитан сбивает им один из городков, который убирается с площадки. Руководитель дает мяч другому капитану — и игра продолжается. Выигрывает команда, капитан которой раньше собьет четыре городка. Капитан, защитники и подающие не должны заступать за черту своего круга. Нельзя вырывать мяч из рук и задерживать его в руках более 3 секунд. Если защитник одной из команд случайно заденет городок ногой и повалит его на землю, городок считается сбитым мячом капитана другой команды.

ЗАЛЕТНЫЙ МЯЧ

На площадке чертят два круга - один в другом - диаметрами 18 и 19 м (или 12 и 16 м). В центре малого круга ставят переносную баскетбольную корзину. Играют две команды по 6 - 8 человек, разместившись произвольно по окружности большого круга. Руководитель отдает баскетбольный мяч одному из игроков команды, которой выпало по жребию начинать игру. Передавая мяч друг другу, игроки этой команды ищут удобный момент, чтобы забросить его в кольцо. Играющим разрешается свободно перемещаться в обоих кругах, но бросать мяч в корзину они могут только из большого круга, не переступая линию малого. Противник старается перехватить мяч и, в свою очередь, забросить его в корзину, чтобы заработать очки. Команда, поразившая кольцо, получает два очка. Право ввести мяч в игру дается противостоящей команде, которая может это сделать после того, как игроки займут первоначальное положение за линией большого круга. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков за 10 — 15 минут. Правилами запрещается бегать с мячом в руках, вырывать мяч из рук противника, задевать стойку с корзиной. За нарушение правил команда наказывается штрафным броском, который производят из-за черты малого круга. Меткий бросок приносит команде одно, очко.

ПЕРЕСТРЕЛКА

Игру можно проводить на волейбольной площадке. В этом случае имеется средняя и лицевые границы площадки. Отступив на 1-1,5 м от лицевой линии внутрь зала, проводят параллельно ей другую линию, чтобы образовался коридор (плен). Дополнительная линия проводится и на другой стороне. Играющие делятся на две равные команды, каждая из которых произвольно располагается на одной половине площадки в своем городе (от средней линии до коридора) (рис. 43). В ходе игры ребята не могут заходить на половину противника. Руководитель подбрасывает волейбольный мяч в центре между капитанами, и те стараются отбить его своим игрокам. Задача каждой команды, получив мяч, попасть им в противника, не заходя за среднюю черту. Противник увертывается от мяча и в свою очередь, перехватив мяч, пытается осалить игрока противоположной команды. Осаленные игроки идут за линию плена, на противоположную сторону. Пленный находится там до тех пор, пока его не выручат свои игроки (перебросив мяч без касания стены или земли). Поймав мяч, пленный перебрасывает его в свою команду и сам перебегает на свою половину поля. Играют 10 — 15 минут, после чего подсчитывают пленников в каждой команде. Игра заканчивается досрочно, если все игроки одной из команд оказались в плену. В игре соблюдаются следующие правила: салить можно мячом в любую часть туловища, кроме головы; руками мяч ловить можно, но если игрок выронил мяч, то считается осаленным и идёт в плен. Не разрешается бегать с мячом в руках по площадке, но можно вести его, ударяя о землю. Мяч, вышедший за границы площадки, отдается команде, из-за линии которой он укатился. За допущенные нарушения мяч передается противнику.

ДАЛЬНИЕ БРОСКИ

Игроки делятся на две равные команды. Одна из них выстраивается в шеренгу вдоль линии у одной из сторон площадки. Игроки второй команды свободно размещаются по всей площадке. В 18 - 20 м от стартовой линии устанавливаются ворота из флажков (стоек) шириной 1 м (рис. 44). По сигналу первый игрок команды, которая построилась вдоль линии, сильно бросает мяч в поле, затем бежит через поле в ворота и возвращается назад. Игроки, стоящие в поле, стараются схватить мяч и перебросить назад за стартовую линию. Если метнувший прибежит раньше, чем будет возвращен мяч, он приносит своей команде одно очко. В противном случае очко достается команде, играющей в поле. После того как все игроки метнут мяч и пробегут по одному разу, команды меняются местами — и игра повторяется. Побеждает команда, набравшая большую сумму очков.

ПОПАДИ В МЯЧ!

Для игры нужен один волейбольный мяч и теннисные мячи по количеству, равному половине играющих. Играющие делятся на две команды и выстраиваются шеренгами на противоположных сторонах площадки. Желательно, чтобы между ними было расстояние 18 — 20 м. Перед носками играющих проводятся линии, а посередине площадки кладется волейбольный мяч. Игроки одной команды (по жребию) получают по маленькому мячу. По сигналу игроки одновременно бросают мячи, стараясь попасть в волейбольный мяч, чтобы он откатился за линию противника. При удачном «залпе» команда получает одно очко и мяч снова ставится в центр. Если же волейбольный мяч не выбит, то игроки противостоящей команды, собрав теннисные мячи, также из-за черты, дружно метают их в цель. Игра длится 10 минут, побеждает команда, набравшая большее количество очков. Если мяч выкатился за боковую линию, руководитель кладет его в поле и игра продолжается.

САЛКА И МЯЧ

Игроки бегают по площадке и, спасаясь от преследования водящего, передают друг другу баскетбольный мяч. Задача состоит в том, чтобы в конечном итоге послать мяч игроку, которого настигает водящий, так как игрока с мячом салить нельзя. Однако водящий может осалить мяч в руках игрока. Последний в этом случае становится водящим. Водящему разрешается в ходе игры салить мяч на лету, перехватывая его. Если он сумел это сделать, его сменяет игрок, виновный в потере мяча.

ЗАШИТА УКРЕПЛЕНИЯ

Играющие образуют круг, в центре которого укрепление (треножник из гимнастических палок или несколько гимнастических булав). Один игрок назначается сторожем. Игроки за линией круга пытаются разрушить мячом укрепление, а сторож старается отбить мяч любой частью тела (руками, ногами, туловищем) (рис. 39). Игрок, разрушивший укрепление, становится сторожем. Если укрепление построено из большого числа булав, например из пяти, — оно считается разрушенным лишь в том случае, когда повалены все пять булав. Одну - две поваленные булавы сторож может поставить опять, но в это время разрешается бить мячом по укреплению.

ПОДВИЖНАЯ ЦЕЛЬ

Играющие строятся в круг на расстоянии вытянутых рук. Перед их носками чертится окружность. Играющие получают волейбольный мяч. Выбирается водящий, который идет в середину круга. Играющие, перекидывая мяч, стараются попасть им в водящего. Водящий, спасаясь от мяча, бегает, прыгает, увертывается в кругу. Тот, кто попал в водящего мячом, не заходя за черту, меняется с ним местами. Играют 5 — 7 минут, после чего отмечаются наиболее ловкие водящие, сумевшие продержаться дольше других в середине круга, и наиболее меткие игроки. Если играют в двух кругах, можно провести между ними соревнование: начиная игру одновременно, отмечают, в каком из кругов быстрее попадут мячом в водящего. Если играют в двух кругах с соревнованием, водящим каждый раз становится игрок другой команды. Согласно правилам: засчитывается попадание в ноги и в любую часть туловища. Попадание в голову не засчитывается; если в водящего попал мяч, отскочивший от земли (пола) или от какого-либо предмета, то попадание не засчитывается; при броске мяча в водящего заступать за черту окружности нельзя, заступившему попадание не засчитывается. Вариант: «Защищай товарища!» Построение играющих то же, только в середину круга идут двое водящих. Один из них защищает другого от попадания в него мячом. Защищает и руками, и ногами, и всем корпусом. Если ему все-таки не удастся защитить и в водящего попадут мячом, то они оба меняются с тем, кто попал в водящего, и с тем, кого он выберет себе в защитники. Игра начинается вновь.

ОХОТА С МЯЧОМ

Игроки делятся на две равные команды — «белых» и «черных». Обе команды равномерно размещаются на площадке. Судья решает, какая команда получает мяч первой. Если мяч получают «белые», то они должны выбить мячом команду «черных». «Белые» перебрасывают мяч друг другу до тех пор, пока не приблизятся к игроку «черных» (рис. 40). Выбитые игроки продолжают играть, так что каждый игрок может быть выбит несколько раз. За каждого выбитого игрока команде, владеющей мячом, засчитывается очко. Каждая команда выбивает определенное время (например, 5 мин). В конце игры очки команд суммируются и сравниваются. Если за определенный отрезок времени команда «белых» выбила 30 игроков, а команда «черных» — 35, счет матча 35:30 в пользу «черных».