Набор миксеров 17

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
M.jpg

Картотека упражнений и игр (можно составить вариант описания игр в виде таблицы, которую можно разрезать на карточки для удобства использования во время занятий)

Название Краткое описание Цель игры Участники Особенности
1. «Снежный ком» По кругу каждый называет свое имя и имена уже назвавшихся перед ним. Знакомство и сплочение группы до 15 Тренируем внимание и память.
2. «Путаница» Каждый берет за руки двух разных людей, стоящих, желательно, не рядом. Задача – не разнимая рук, распутаться в новый круг. Сплочение и бережное отношение друг к другу, снятие возбуждения. 5-10 Перед началом – установка на необходимость бережного отношения друг к другу. Можно использовать для завершения занятия.
3. «Белые медведи» 2-3 человека берутся за руки цепочкой «белые медведи» Задача - замкнуть цепочку вокруг остальных участников - «пингвинов». Разрядка 5-25 Безопасное помещение
4. «Черные шнурки» Все сидят на стульях в кругу, ведущий в центре круга предлагает поменяться местами тем, у кого, например, черные шнурки. Задача: всем найти себе место, в том числе и ведущему. Тот, кто место не нашел, становится ведущим. Возможность для проявления фантазии, возможность увидеть общее. 6-25 По мере овладения игрой ведущие могут называть все более интересные признаки, включая отношения в группе.
5. «Вася – Вася» Вся группа задает определенный ритм с помощью хлопков по коленям и щелчков пальцами. Во время первого щелчка называют свое имя, во время второго - имя того, на кого смотрит (не сбиваясь с ритма). Знакомство, внимание, Наблюдательность, координация. 5-10 Желательно во время называния чужого имени смотреть на адресата.
6. «Имена-качества» Каждый придумывает какое- либо качество личности, свойство характера, начинающееся на ту же букву, что и имя (например: Лариса- любовь, Сергей- скромность). Знакомство, создание доброжелательной атмосферы. до 20 Подходит для начала 3-4 занятия, когда участники уже чувствуют себя в безопасности.
7. «Вопросы на бумажках» Каждый пишет на маленькой бумажке вопрос, на который хотел бы получить ответ. Вопросы складываются в шляпу, перемешиваются и раздаются участникам в произвольном порядке. Каждый участник отвечает на тот вопрос, который ему достался. Знакомство, возможность увидеть товарищей по группе с новой стороны. . Возможен уход от серьезной работы - написание вопросов типа «Какого цвета у меня волосы» - Ведущий предостерегает.
8. «Мозговой штурм» Все участники обсуждают проблему и выносят предложения по определенным правилам. Важно очень четкое соблюдение принципов демократии. Демократическое решение или обсуждение любых вопросов. до 20 Техническое обеспечение: ватман, маркеры разных цветов.
9. «Я никогда не…» Участники по очереди говорят фразу, начинающуюся со слов «Я никогда не …». Остальные участники загибают по одному пальцу, если для них утверждение неверно. Выигрывает тот, у кого останется последний незагнутый палец. Ведущий заранее говорит, что фразы должны соответствовать реальности. Знакомство в игровой форме. 5-15 Выигрывает человек с самым неразнообразным жизненным опытом, а проигрывает с самым богатым (положит. влияние на самооценку человека).
10. «Знакомство по парам» Участники разбиваются по парам, желательно по принципу наименьшей «знакомости». В течение 5 минут рассказывают друг другу о себе, потом представляют партнера другим участникам, говоря о нем от первого лица, стоя за спиной и положа руки на плечо сидящего впереди партнера. Знакомство, опыт общения, опыт восприятия информации о другом и о себе со стороны. Четное 8-16 Упражнение может вызвать сильное переживание, во время обсуждения надо это учитывать.
11. «Поиск общего» Группа делится на двойки, и каждая находит несколько общих признаков, затем двойки объединяются в четверки с той же целью. Знакомство, вни-мание к личности др., самопрезентация. 8-30 Ведущий по своему усмотрению может остановить процесс на четверках, восьмерках
12. «Хлопки» Участники стоят по кругу и передают друг другу хлопки. Каждый может изменить направление движения хлопков. Разрядка, концентрация внимания. 5-20 Опыт сравнения в необычной форме: еще раз знакомимся друг с другом.
13 «Времена года» Участники молча разбиваются на группы по временам года, соответственно дате рождения. Затем каждая группа пантомимически изображает свое время года, задача всех остальных - угадать какое. Разрядка, знакомство, сплочение группы. 10-25 Пластические особенности проявления – для наблюдения педагогом личных особенностей, поведенческих стереотипов, для организации дальнейшей работой с «зажатыми».
14. «Дни рождения» Участники молча строятся в линейку по дням рождения. Разрядка, знакомство, сплочение группы 5-30 .
15. «Построиться по …» Участники строятся в шеренгу по любому признаку (рост, цвет волос, веселость, активность, размер обуви, цвет глаз, длине рук и т. д.) Разрядка, сплочение. Осознание относительности любой системы оценки. Любое Важен комментарий по поводу разных систем оценки. Это поможет подростку осознать тот факт, что оценка зависит от критерия, а не его личности.
16. «Разгоняем паровоз» По кругу по два хлопка в ладоши. Задача - постепенно уменьшать интервал между хлопками до команды ведущего, затем обратный процесс. Сплочение, ощущение общности группы. Любое В темпе. Игру можно многократно использовать для концентрации внимания.
17. «Колпак» «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Все поют песню несколько раз, каждый раз прибавляют обозначение слова жестом. Последнее исполнение песни — жестами. Разрядка, смех, ощущение цельности группы. Любое Хорошо проводить во время заключительных занятий.
18. «Дракон» Все участники встают в цепочку. Первый — «голова дракона», последний — «хвост». Голова должна поймать хвост, а остальные – мешать / помогать. Разрядка, сплочение 5-15 Безопасное помещение
19. «Эхо» Один человек что-то говорит всем остальным, которые стоят напротив и повторяют как эхо. Взаимодействие «личность-группа», обратная связь 5-25 При желании можно добавлять жесты
20. «Переманивания» Половина групп сидит на стульях лицом в круг, половина стоит за стульями сзади. На одном стуле никто не сидит, и задача того, кто стоит сзади, переманить кого-то на свой стул так, чтобы это не заметил тот, кто стоит за стулом. Задача того, кто стоит за стулом, не пустить (поймать) «своего» сидящего. Разрядка, сплочение, проявление личных взаимоотношений 11-25 не четное кол-во Стоит обратить внимание на энергетику подвижных игр, когда одновременно требуется сосредоточить внимание и сконцентрироваться. Важен и юмористический комментарий относительно победителей и отстающих.
21. «Шишки, желуди, орехи» Группа разбивается на тройки и встает в колонки по трое, лицом в круг. Первые в колонке – «шишки», за ним «желуди». За ними «орехи». Ведущий стоя в центре называет один из предметов и все названные должны себе найти место впереди любой другой тройки и ведущий в том числе. Все участники получают новые названия соответственно положению в тройках. Тот, кому не хватило места, будет ведущим. Разрядка, концентрация внимания. 13-25 .
22. «Птицы, блохи, пауки» Группа делится на две команды. Каждая, втайне от другой, решает, кем она будет: «птицами», «пауками», или «блохами». Две команды встают в линейки в центре зала лицом друг к другу. По команде показывают друг другу жест, обозначающий выбранное животное. Пауки убегают от птиц, блохи от пауков, птицы от блох. Тот, кто не успел добежать до противоположной стороны, переходит в другую команду. Разрядка, концентрация внимания. 10-30 Просторное, безопасное помещение. Можно проводить не в помещении, регулируя пространства для «отбегов» групп.
23. «Салки-обнималки» Водящий может осалить того, у кого нет пары (за пару надо крепко держаться). Если образовалась тройка, салить можно того, кто присоединился последним. Разрядка, взаимовыручка. 6-30 Просторное, безопасное помещение
24. «Зеркало» В парах один человек повторяет движения другого. Вариант — вся группа повторяет движения одного. Межличностное взаимодействие, пластичность. Любое Еще один микротренинг на пантомимическое отражение других.
25. «Бурундуки» Ведущий на ухо называет каждого участника каким- либо животным. Все встают в круг и берутся за согнутые в локтях руки. Ведущий называет животное, и соответствующий ребенок выпрыгивает на середину, а группа не должна его пустить. Кульминация игры: ведущий называет животное, имя которого присвоено большинству. Разрядка, смех, противодействие в отношениях с группой. 10-30 Упражнение могут применяться для разрядки, но могут послужить и обсуждению стилей и степени агрессивности водящих, которые попытаются выполнить задания, «несмотря ни на какие правила безопасного взаимодействия.
26. «Салки по трое» Три человека берутся за руки, образуя треугольник. Четвертый должен осалить одного из тройки, а двое других должны его защитить. Ведущему нельзя протягивать руку через центр. Взаимовыручка, опыт защищать и быть защищенным. Кратно 4-м .
27. «Кузнечик» Участники садятся в круг на коленки. У всех в руках по однотипному предмету. Все поют песню «В траве сидел кузнечик» и на каждый такт передают свой предмет соседу справа. Во время припева предмет не передается. А в такт мелодии передвигаются с места на место перед участником. Разрядка, смех. 6-15 Но при желании можно добавить соревновательность. В этом случае тот, кто путается , выбывает из группы.
28. «Поджигатель» Все берутся за руки цепочкой и закручиваются вокруг одного человека в плотный клубок. Один из участников «поджигатель» предлагает группе «огонек». Сначала все отказываются, затем соглашаются и когда «поджигатель» дотрагивается до крайнего участника, цепочка раскручивается с целью поймать в круг «поджигателя». Когда поймают – издают громкий вопль. Разрядка, сплочение группы. 6-12 У некоторых участников игры тесный физический контакт внутри «клубка» может вызывать напряжение.
29. «Телетайп» Участники встают в круг, держась за руки. Один из участников посылает телеграмму, называя имя адресата. Телеграмма передается по кругу незаметным нажатием рук. Задача ведущего, который стоит в центре, заметить пожатие. Тот, кого заметили, становится ведущим. Групповое сплочение, снятие возбуждения. 6-20 Тренинг внимательности. Можно использовать для завершения занятий.
30. «Рисунок с пово-дырем» Группа разбивается на пары, одному из пары завязывают глаза. «Поводырь» подводит партнера к рисунку на стене и, используя только вербальные инструкции, помогает ему дорисовать элементы рисунка. Снятие возбуждения, межличностный контакт. Любое четное Рисунки надо подготовить заранее. Во время игры обращать внимание на то, что происходит со «слепым».
31. «Койот и кролик» Участники сидят в кругу и передают друг другу 2 мяча, один -«кролик», другой — «койот». Задача «койота» — поймать «кролика» «Кролик» может прыгать из рук в руки, а «койот» только передаваться из рук в руки сидящих рядом. Если 2 мяча оказались в одних руках — «койот» поймал «кролика» Разрядка, снятие возбуждения, тренировка реакции. 6-15 Довольно сложное упражнение, дети с замедленным типом мышления могут не справляться и выпадать из процесса.
32. «Два паровозика» Участники разбиваются на команды по 5-6 человек и стают «паровозиком». Голова паровозика зрячая, все остальные слепые. Паровозики двигаются, не задевая друг друга. Ведущий, дотрагиваясь до последнего «вагона», переходит на место паровоза. Сплочение, опыт ответственности. 5-30 Просторное, безопасное помещение, ведущий следит за безопасностью.
33. «Фруктовая корзина» Участники сидят в кругу, ведущий в центре. Каждый придумывает себе название фрукта. Ведущий говорит, какие фрукты он купил на базаре и они должны поменяться местами. Задача ведущего — успеть занять место. Тот, кто остался без места — ведущий. Разрядка. 6-15 Внимание, концентрация, быстрота реакции. Отслеживаем динамику тех, кто слабореактивен.
34. «Стул сгорел» Стулья (на один меньше, чем участников) ставятся в круг сиденьями наружу. Все бегают по кругу, не касаясь стульев, а по команде ведущего садятся. Тот, кому не хватило стульев, выбывает. Разрядка. Регуляция чувства соперничества. 6-30 Неизбежен соревновательный характер игры. При большом количестве участников можно убирать несколько стульев.
35. «Поросята и котята» Участники делятся на «поросят», «котят» и «утят». Все закрывают глаза и, издавая соответствующие звуки, должны найти своих собратьев. Разрядка, веселое взаимодей-ствие. 6-30 Ведущий заранее говорит, что не будет играть, т. к. следит за безопасностью.
36. «Мячик-ледышка» По кругу из рук в руки передается мячик, который в зависимости от инструкций то «ледышка», то «мячик», то горячая картошка. То что-либо еще. Принимаем мяч в зависимости от того, что он означает. Развитие воображения. Правдоподобность действий. 6-10 Возможен всплеск агрессивности / либо демонстрация растерянности во время передачи мячика.
37. «Ассоциации» Мяч перекидывается в кругу (произвольно), и каждый, у кого в руках мяч, называет слово. Тот, кому перекинули мяч, называет слово-ассоциацию к сказанному предыдущим участником. Ассоциативное мышление, быстрота реакции. 6-20 Может быть задана тема для ассоциаций. Игра может быть переходом от одного блока работы к другому.