Логика педагогического процесса в реализации программ детского лагеря

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
Ljklhjghm.jpg

Реализация идей программы детского лагеря предполагает следующую логику педагогического процесса:

  • последовательное движение образовательного процесса к целям культурного, нравственного и физического развития и саморазвития подростков;
  • соотношение средств педагогической коммуникации и принципов деятельности детского лагеря в сфере общения, отношений и деятельности;
  • этапность включения ребёнка в средовой комплекс детского лагеря через систему педагогических средств взаимодействия в динамике изменения характера видов его жизнедеятельности в течение смены.

Рализация содержания педагогической программы обеспечивается через систему средств педагогической оммуникации в деятельности педагога и жизнедеятельности его воспитанников. При этом педагогическая деятельность осуществляется через выполнение педагогом функциональных ролей, ведущими из которых являются организатор, воспитатель, социальный педагог, а деятельность ребёнка представляет собой проживание всех видов жизнедеятельности: адаптивного, учебного, демонстрационного, развивающего. Причём на каждом этапе воспитательного процесса та или иная функциональная роль (позиция) педагога важна и для реализации педагогической цели, и для становления отношений в детской среде. Педагог в силу функциональности своей деятельности на всех этапах развития воспитательного процесса становится для ребёнка и всего детского объединения основным носителем разнообразной информации, в том числе и профилированной, образцом проживания в этом детском объединении.


Сложились три основных этапа проведения различных смен, соответствующих логике воспитательного процесса. Каждый из этапов предполагает свой набор целей, задач, содержания деятельности, которые по отношению к общей цели программы носят тактический характер.


147pm.jpg

Подготовительный этап.

Основная цель подготовительного этапа — проектирование деятельности лагеря на основе идей педагогической программы конкретной смены с учетом кадровой и материально-технической базы.

Цель обусловливает задачи этапа.

  1. Анализ кадрового и материально технического обеспечения программы (база проживания, помещения для организации отрядной работы, общелагерных дел и системы дополнительного образования, наличие аудио , видео и другого оборудования, необходимого для осуществления программы).
  2. Определение контингента участников программы лагеря, в том числе профильных специалистов и гостей программы.
  3. Разработка и реализация программы специализированной подготовки педагогических кадров по содержанию и методике деятельности лагеря в предстоящей смене. Сразу следует оговориться, что в проведении смен нами будет используется базовая методика коллективного творческого воспитания. Эта методика проста в реализации, доступна для овладения начинающими вожатыми и соответствует парадигме гуманистического воспитания на современном этапе.
  4. Разработка пояснительной записки и планирование лагерной смены в логике обеспечения воспитательного и оздоровительного процессов.
  5. Подготовка методического обеспечения основных общелагерных мероприятий, предусмотренных планом работы.
  6. Проведение общего педагогического совещания по уточнению целей, задач, содержания предстоящей смены, организационно-педагогического обеспечения программы, выработка единых педагогических требований к детям, распределению обязанностей внутри педагогического коллектива.
  7. Собеседование с вожатыми детских объединений по уточнению их педагогической позиции в течение смены, содержанию их деятельности с детским объединением и друг с другом, с органами детского самоуправления; по их пониманию этапов лагерной смены, плана работы детского объединения, содержания и форм совместной деятельности детей и взрослых в течение смены.


На подготовительном этапе моделируется система управления логикой развития воспитательного и оздоровительного процессов лагеря, состоящая из ряда блоков.

  1. Педагогический блок предполагает создание алгоритма перевода подростков в субъектную позицию по отношению к содержанию деятельности лагеря, что предусматривает выявление уровня развития личности ребёнка, детского объединения на каждом этапе смены; анализ ожиданий подростков и совместное формирование целей проживания детского объединения, отвечающих этим ожиданиям; программное обеспечение жизнедеятельности детей на базовых идеях концепции программы и принципах деятельности лагеря.
  2. Научно-методический блок предполагает поиск и анализ современных путей, способов и приемов вовлечения подростков в средовой комплекс, где они, с одной стороны, должны чувствовать себя хозяевами, а с другой стороны, принимать помощь вожатых, профильных специалистов в развитии собственной активности и самостоятельности. Блок предполагает обеспечение подросткам психологической комфортности в детском объединении в их устремлениях, действиях, мотивах участия/неучастия в делах детского объединения, общелагерных и клубных мероприятиях, связанных с собственным развитием, формированием собственного круга общения.
  3. Содержательный блок предполагает создание системы множества клубных пространств, обеспечивающих подростку возможность самореализации и актуализации способностей, отражающих содержание воспитания (культурно-нравственного, интеллектуально-творческого, досугово-творческого, спортивно-оздоровительного).
  4. Управленческий блок предполагает обеспечение знания основ взаимодействия детей и вожатых, развитие их способности анализировать свои достижения в совместной деятельности, выстраивание стратегии и тактики воспитательной и оздоровительной работы лагеря через передачу культурных образцов отношений, общения и традиций лагеря.
  5. Информационный блок предполагает обеспечение ребёнку доступности и достоверности любой информации о жизнедеятельности лагеря в целях создания атмосферы выбора и ответственности за принятое решение.


Реализация каждого из этих блоков становится условием повышения эффективности педагогического влияния программы смены на развитие личности подростков.

Этап реализации программы детского лагеря представляет собой традиционную лагерную смену (21–30 дней), в рамках которой и осуществляется педагогическая программа. Анализируя опыт деятельности детских лагерей за последние годы, можно сделать вывод о том, что авторские программы детских лагерей чаще всего представляют собой социальные сюжетно-ролевые игры. Рассмотрим возможности и преимущества организации и осуществления программы детского лагеря в такой форме.

  1. Игра позволяет детям занимать новые эмоционально-привлекательные позиции и этим облегчать себе выполнение реальной деятельности, в которую их вводят.
  2. Общение детей в сюжетно-ролевой игре непосредственно, органично, естественно. В ролевой игре командование и подчинение детей друг другу протекает без принуждения. Система разных ролевых игр (академии, школы, республики, фестивали, конкурсы и шоу программы и т.д.) обеспечивает ребятам разнообразие ролей-позиций. Опыт исполнения подобных ролей дети переносят в жизнь. В игре они особенно ярко переживают объективную позицию, которую они заняли и в которую их поставили условия ролевой игры.
  3. Постоянно изменяющийся сюжет игры требует от её участников проявления не только привычных сложившихся навыков, но и гибкости в изменяющейся и неожиданно складывающейся обстановке. Это даёт возможность совершенствовать личностные качества и приближать их к возможным в жизни действиям.
  4. В сюжетно-ролевой игре также необходимо проявить упорство в доведении своего задания или своей роли до конца согласно правилам, иначе можно проиграть. Всё это способствует воспитанию сознательной дисциплины. Чем сложнее игра по своей структуре, тем больше дисциплины она требует от участников.
  5. Воспитательные результаты, достигаемые при помощи приёмов сюжетно-ролевой игры, закрепляются в неигровом поведении, если в процессе игры уделяется достаточное внимание формированию эмоционально-положительной оценки смысла форм поведения, а не только увлечённости их игровым выражением. Важно акцентировать внимание детей на результатах, достигаемых в игре, и создавать положительное отношение к содержанию выполняемых ролевых действий и их реальных результатов.
  6. Использование в повседневной жизни детского объединения тех элементов ролевых функций и организационных форм, которые в игре оказались для детей наиболее увлекательными, служит опорой для развития взаимоотношений и способствует закреплению положительного поведения подростков и после её окончания. Наиболее эффективно воспитательные функции сюжетно-ролевой игры осуществляются в переводе внешних требований во внутренние.
  7. Разнообразие игровых ролей, игровых положений дают выход самоактуализации, возможности самоконтроля, самоорганизации, самооценки. Игра предоставляет подросткам разнообразие ролей и условия их свободного выбора.

Стратегия использования сюжетно-ролевой игры наиболее полно, на наш взгляд, отражает основные смыслы любой педагогической программы смены, принципы её деятельности и органично сочетается со сложившейся практикой построения лагерной смены в детских лагерях. Для подростков смена в детском лагере — это своеобразная игра, опыта участия в которой у них никогда не было. Внешние признаки игры (сюжет, правила участия в смене, множество игровых ролей, состязательность) заложены в любой лагерной смене. Сюжетно-ролевая игра, лежащая в основе организации программы лагеря, задаёт не только социализирующий характер воспитания подростков, но и становится тем самым средовым комплексом, в котором формируются культурные ценности человека, его мировоззрение, присваиваются культурные ценности общения, отношений и деятельности.


Qaz22m.jpg

Находясь в течение смены в атмосфере первичных референтных групп временного детского коллектива, подросток проходит несколько эмоциональных стадий, во время которых на чувственном уровне проявляется ощущение благополучия и радости от пребывания именно в этом коллективе. Рассмотрим алгоритм изменения этих эмоциональных стадий, задаваемых при организации процессов формирования положительной атмосферы в детском коллективе лагеря, контексте педагогической поддержки коллективе.

Это многосторонний процесс, на который влияют администрация детского лагеря, педагогический и детский коллектив детского лагеря, культурно-образовательная среда (пространство) детского лагеря, конкретный отряд (команда), референтная группа, вожатый и ребёнок, опосредованно — семья. Каждый из субъектов этого сложного процесса выполняет свою роль и функцию, решает свой комплекс задач, результатом которого становится включённость каждого подростка в жизнь детского лагеря и своего коллектива. Значимый взрослый для ребёнка — вожатый детского коллектива, именно его деятельность обеспечивает благополучие подростка в течение всей смены. Ему предстоит решить комплекс педагогических задач на каждой стадии.


Первая стадия — обеспечение безопасности жизнедеятельности, защиты и защищенности личностных проявлений подростка

Педагогические задачи, решаемые на этой стадии:

  • Познакомить подростков с комплексом единых педагогических требований, привлечь детей к выработке норм и требований к жизни в коллективе, в том числе на осознанном уровне, принятие и демонстрация норм безопасного поведения;
  • определять основные процедуры и ожидания, направленные на создание атмосферы доверия;
  • создавать атмосферу личной ответственности за решения и поступки;
  • нивелировать негативные проявления подростковой среды в отношении отдельных детей;
  • способствовать быстрой адаптации подростков к условиям жизни и деятельности во временном детском коллективе.

Решение этих задач способствует:

  • осознанному принятию норм и требований общежития;
  • созданию представления о своих ожиданиях;
  • осознанному использованию времени;
  • уменьшению круга личных проблем подростка;
  • повышению уровня ответственности за свои решения и поступки.


Qaz21m.jpg

Вторая стадия — формирование чувства принадлежности к жизни и деятельности своего коллектива

Педагогические задачи, решаемые на этой стадии:

  • создавать атмосферу принятия, уменьшать количество отверженных;
  • поощрять групповую работу; инициативу и творчество детей;
  • поощрять самоуправление и ответственность;
  • поддерживать взаимодействие, инициативу и сотрудничество отрядов;
  • создавать условия для деятельности детского самоуправления;
  • стимулировать творчество и лидерство детей;
  • способствовать взаимодействию детей с другими сотрудниками;
  • совместно планировать и проводить общие дела.

Решение этих задач способствует:

  • формированию умения открывать другим свои возможности;
  • избавлению от психологических комплексов подростка во взаимодействии и взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми;
  • установлению со сверстниками отношений сотрудничества;
  • появлению у подростка своей референтной группы;
  • стремлению к личностному успеху, гордости за свои достижения;
  • сохранению своей индивидуальности.


Третья стадия — открытость в проявлениях личной компетентности

Педагогические задачи, решаемые на этой стадии:

  • предоставить детям выбор видов деятельности;
  • способствовать решению личных проблем;
  • обеспечивать через поощрение поддержку позитивных проявлений и личностных изменений;
  • поддерживать стремление к саморазвитию;
  • радоваться успеху каждого ребёнка и отмечать индивидуальную неповторимость каждого;
  • развивать положительные образы «я»;
  • обеспечивать позитивную обратную связь;
  • проявлять заботу о каждом и создать атмосферу заботы.

Решение этих задач способствует:

  • развитию положительного отношения к событиям в детском коллективе, к делам и поступкам сверстников;
  • созданию условий для открытой демонстрации своих знаний, умений и навыков в различных сферах человеческой деятельности;
  • планированию собственного развития и освоения нового опыта в отношениях и деятельности;
  • стремлению побеждать свои слабости, добиваться успеха;
  • формированию умения действовать на сознательном уровне;
  • проявлению доброты и демонстрации принятия по отношению к сверстникам и взрослым.


Qaz26m.jpg

Четвёртая стадия — проявление целеустремлённости в достижении успеха в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми в жизни коллектива

Педагогические задачи, решаемые на этой стадии:

  • поощрять постановку индивидуальных задач, помогать детям соотносить цели с мечтами и иллюзиями;
  • задавать реальные цели деятельности, сообразные возможностям детей, подчёркивая доверие к детям;
  • задавать высокий уровень личностно-значимых ожиданий и результатов от участия в жизни детского коллектива;
  • создавать и поддерживать ценностно-значимую атмосферу сотрудничества;
  • помогать детям в достижении цели.

Решение этих задач способствует:

  • формированию реальных целей сосуществования в коллективе сверстников;
  • повышению уверенности и веры в себя, укреплению собственных ценностей и норм отношений и взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
  • формированию умения планировать свое будущее, ставить цели собственной жизни и пытаться их достигать.

Безусловно, что сам ребёнок, в каком бы возрасте он ни находился, не в состоянии открыть в себе названные качества и начать работать на их совершенствование. Это требует специальной организации со стороны вожатого через систему направленных бесед, огоньков (разговоров), коллективно-творческих дел, рефлексию каждого ребёнка и взрослого, то есть через реализацию педагогического потенциала взаимодействия и интенсивность совместной деятельности. Каждый подросток проходит описанные эмоциональные стадии в индивидуальном режиме: одни быстрее, другие медленнее. Наши наблюдения и практический опыт показывают, что остановка на одной из этих стадий провоцирует неблагополучие подростка в коллективе. Умение педагога состоит в том, чтобы помочь каждому подростку безболезненно их преодолеть и активно включиться в жизнь своего коллектива и референтной группы.


Подобная работа может развиваться в следующей логике:

Этап Ведущее звено Описание
Моделирование Взрослый — ребёнок Вожатский отряд моделирует диалогическое

ребёнок сообщество, для того чтобы показать детям возможность осуществления такого типа отношений и создать конкретно чувственный образ этих отношений. Моделирование происходит через знакомство с лагерем, его легендами, традициями, через демонстрацию искомого стиля общения между взрослыми.

Первый успех Ребёнок — деятельность — ребёнок Благодаря серии коллективных творческих дел и других

средств у детей возникает чувство как личного, так и коллективного успеха. Складывается позитивное отношение к диалогическим отношениям, вера в собственные силы, идентификация со своим отрядом и лагерем. Завязываются симпатии, выявляются лидеры, устанавливается стиль общения.

Испытание Ребёнок — деятельность — коллектив На этом этапе возникает ситуация, которая

показывает детям, что уровень отношений в их коллективе не соответствует тем задачам, которые ставит перед ними жизнь в лагере. В зависимости от педагогического стиля вожатого такой ситуацией может быть и личный конфликт, и неудачное (или наоборот, удачное) участие в лагерном деле, и трудности похода, и нарушение дисциплины. Главное не в том, что именно происходит, а в том, что у детей возникает повод и потребность глубже разобраться в отношениях внутри отряда, проанализировать свою совместную деятельность, и вывести отношения на новый уровень.

Второй успех Ребёнок — общение — ребёнок Глубокий анализ и коррекция отношений

непременно должна быть закреплена успехом, причём конкретное содержание этого успеха может бесконечно варьироваться в зависимости от обстоятельств, производственного плана лагеря, тематики смены и т.п. Дети должны убедиться в том, что внимание к динамике коллективных отношений приносит как внешний успех, так и внутреннее удовлетворение от общения с друзьями. Общение выступает как самоценность, содержание совместной деятельности отступает на второй план. Развивается взаимная забота и доверие.

Финал Ребёнок — мир Давно известный в вожатской практике «эффект

финала» помогает закрепить в детях положительное отношение к себе и своему опыту, отряду и лагерю. В логике педагогики отношений этот положительный запас энергии должен быть хотя бы частично направлен на осмысление опыта пребывания в лагере в связи с предстоящим возвращением на «большую землю». Нужно, чтобы дети вынесли впечатление не столько об уникальности детского лагеря, сколько о важности пристального внимания к человеческим отношениям в любом контексте.


Каждый из периодов смены предполагает свой набор целей, задач, содержания деятельности вожатых, всего детского объединения и каждого ребёнка в отдельности. Безусловно, они увязываются с идеями программы, функциями педагога, детского лагеря, о которых мы говорили выше. Давая описание каждого из периодов смены, я попытаюсь, прежде всего, показать механизм перевода подростков в субъектную позицию по отношению к содержанию деятельности предлагаемой программы, что, на мой взгляд, недостаточно описано в современной литературе по проблемам деятельности детских оздоровительных комплексов.


IMG 2739m.jpg

Организационный период смены (в 21-дневной смене — 3 дня, в 30-дневной смене — 4 дня) состоит из двух этапов социальной адаптации подростков. Основная задача организующего этапа — это удовлетворение острой потребности подростка в информации (о перспективах его жизнедеятельности в детском лагере, о нормах поведения и взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, о новых товарищах по объединению). На этом этапе формируется социальная позиция и роль подростка в детском объединении, его мотивационная сфера испытывает кризис соответствия ожиданий о лагере с реальными условиями проживания.

На формирующем этапе происходит формальная структуризация детского объединения. В ходе дел подросток совершает попытку самодемонстрации возможностей, самоопределения в выборе роли и связей со сверстниками, через деятельностную и поведенческую активность определяется его субъектная позиция к предлагаемому содержанию программы смены, принимаются или отвергаются нормы поведения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Основная цель организационного периода — адаптация подростков к новым социальным условиям проживания и взаимодействия в программе лагеря.

Основные задачи периода:

  • знакомство с лагерем, его возможностями для удовлетворения потребностей подростка в самовыражении, самодемонстрации, самоопределении и включённости в сюжет смены;
  • создание условий для осознанного принятия подростками правил и требований жизнедеятельности в лагере;
  • диагностика возможностей и способностей ребят для выявления лидеров детских объединений;
  • формирование самоуправляемого детского объединения;
  • показ возможностей детского объединения для осуществления содержания программы;
  • совместная деятельность по определению перспектив жизнедеятельности подростков в программе смены;
  • педагогическая поддержка процессов адаптации подростка к новым условиях жизнедеятельности.

Ведущая функциональная роль вожатого — организатор, воспитатель, социальный педагог.

Ведущий характер жизнедеятельности подростков — Адаптивно-демонстрационный, учебный.

Ведущая функция организационного периода — нормативно-эмоциональная, компенсаторная.

Результат организационного периода: формирование первого уровня субъективизации подростков, при котором они принимают цели и содержание своей жизнедеятельности, предлагаемые педагогическим коллективом лагеря. Он достигается через многообразие коллективно-творческих дел, направленных на демонстрацию возможностей и способностей каждого подростка.


12820597684039 m1m.jpg
13196324267777 m1m.jpg

Основной период смены делится на два самостоятельных этапа, определяемых позицией подростков, их активностью в развитии сюжетной линии смены: учебно-демонстрационный и демонстрационно-закрепляющий. Задачи каждого этапа различаются по своему содержанию, а цель основного периода остается общей: создание условий для реализации основного содержания деятельности лагеря применительно к каждому детскому объединению и ребёнку в активной позиции участников, направленной на воспитание, оздоровление и присвоение подростком позиции субъекта программы.

На учебно-демонстрационном этапе решаются задачи:

  • овладения ребёнком знаниями, умениями и навыками, предусмотренными содержанием программы смены, навыками самоопределения в выборе видов деятельности, социальной роли в детском объединении, отвечающими ожиданиям, интересам и потребностям подростка в саморазвитии;
  • создания условий для проявления самобытности каждого ребёнка, его нравственного потенциала;
  • разворачивания деятельности клубных пространств развивающего и прикладного характера, отвечающих интересам и запросам подростков;
  • создания условий для реализации деятельности органов детского самоуправления;
  • корректировки ценностно-мотивационных норм общения, поведения, отношений и деятельности;
  • максимального использования оздоровительных возможностей детского лагеря для реабилитации, корректировки, профилактики социального, интеллектуального, физического и психоэмоционального благополучия подростков.

На этом этапе к 8–12-му дню смены складывается объективный конфликт связей и взаимодействия во временном детском объединении: определяются неформальные лидеры, формируются референтные группы внутри и вне коллектива, полностью завершается процесс социальной адаптации (дезадаптации) подростков. Наиболее ярко проявляются самодеятельные начала детей. Успешность смены во многом зависит от готовности вожатого передать часть полномочий по организации жизнедеятельности объединения органам детского самоуправления, которые в отдельных случаях имеет смысл переизбрать, введя в них выявившихся неформальных лидеров.

Ведущая функциональная роль вожатого — воспитатель, наставник, социальный педагог.

Ведущий характер жизнедеятельности подростков — Учебно-демонстрационный, оздоровительный, развивающий. Ведущая функция этапа — познавательная, актуализирующая, психотерапевтическая. На демонстрационно закрепляющем этапе решаются следующие задачи:

  • организации разнообразной коллективно-творческой, досуговой деятельности при активном участии детей в разработке и проведении;
  • создания условий для демонстрации самодеятельности подростков в органах детского самоуправления;
  • показа достижений и приобретений детей в совместной деятельности путём встречи делегаций, участия в игровых, художественно-творческих конкурсах, фольклорных фестивалях, смотрах умений, спортивных соревнований и т.п.;
  • показа знаний, умений и навыков, полученных в работе клубных объединений;
  • корректировки межличностных и групповых отношений и взаимодействия;
  • создания условий для знакомства подростков с историческими и культурными достопримечательностями окрестностей детского лагеря;
  • анализа индивидуальных и коллективных действий, направленных на стимулирование успешности подростков в разнообразных видах деятельности;
  • активного оздоровления с максимальным использованием природно-климатических факторов и спортивной базы детского лагеря.

Ведущая функциональная роль вожатого — воспитатель, социальный педагог, наставник.

Ведущий характер жизнедеятельности подростков — демонстрационно-закрепляющий, развивающий, преобразующий.

Ведущая функция этапа смены — актуализирующая, познавательная, эмоциональная.

Результат основного периода смены: перевод подростков на второй уровень субъективизации, при котором детьми принимаются цели деятельности, а содержание формируется в совместной деятельности взрослых и подростков при активном участии каждого.


13125634202038 m1m.jpg

Заключительный период смены.

Основная цель — подведение итогов деятельности в содержании программы с индивидуально-личностной позиции каждого участника программы.

Решаемые задачи:

  • коллективный анализ и показ индивидуальных и коллективных достижений;
  • индивидуальная помощь подросткам в преодолении кризиса расставания и возращения домой;
  • стимулирование положительных изменений в личности подростка как фактор его реадаптации к возвращению домой, направленный на последействие педагогического влияния и детского лагеря;
  • создание эмоционально приподнятой атмосферы успешного завершения смены, поощрение наиболее активных участников органов самоуправления и лагеря центральных дел смены.

Ведущая функциональная роль вожатого — социальный педагог.

Ведущий характер жизнедеятельности подростков — эмоционально-адаптивный.

Ведущая функция периода — эмоциональная, актуализирующая на последействие, психотерапевтическая.

Результат: положительная самооценка подростком успешности пребывания в детском лагере и своего участия в его деятельности.



Сроки и продолжительность каждого периода, этапа смены определяется педагогической целесообразностью и достижением поставленных целей и задач по реализации основного содержания программы смены.

В основу организации жизнедеятельности детского лагеря целесообразно положить трёхчастный алгоритм, основанный на развитии чувств, мышления и воли ребёнка. Поэтому наполнение ежедневной деятельности ребят может заключаться в трёх основных видах деятельности.

  1. Умственная деятельность: дополнительное образование в клубных пространствах лагеря, ежедневное планирование и анализ прожитого дня, встречи с гостями лагеря.
  2. Практическая деятельность: спорт, туризм, посильный труд, кружки, секции, купание в море, речке или пруду.
  3. Культурно-досуговая деятельность: занятия музыкой, театром, хореографией, фольклором, участие в конкурсах, фестивалях, вечерах отдыха, дискотеках и т.п.

Основой логики педагогического процесса в деятельности лагеря является постоянная помощь старших к установлению гуманно-ориентированных отношений с подростками, базовые из которых — это отношение к себе, к миру, к людям, к ценностям культуры и истории.

Эти отношения и определяют смысл педагогического взаимодействия, актуализирующего активную позицию подростков. Этап педагогического последействия влияния лагеря — это этап анализа и синтеза полученного педагогического опыта проведения конкретной смены в лагере.

Основная цель этапа: получить объективную оценку результатов педагогического влияния содержания программы лагеря на развитие личности подростков — участников программы для дальнейшего совершенствования программы и выявления проблем, не решённых в текущей смене.

Педагогическому анализу подвергаются:

  • построение сюжета смены, основанной на концептуальных идеях программы с выделением ключевых, наиболее перспективных методов, приёмов и форм работы с детьми;
  • проблемы, возникшие в ходе смены, причины их появления и возможные пути их решения в будущем;
  • система средств педагогической коммуникации в деятельности всего педагогического коллектива, профильных специалистов, вожатых-педагогов детских объединений, уровень их профессионализма;
  • особенности проявления отношений, поведения и деятельности подростков в реализуемом содержании программы лагеря, их активность;
  • роль и место органов детского самоуправления в реализации программы лагеря;
  • совпадение ожиданий подростков от пребывания в лагере с реальными результатами окончания смены, их участие в программе;
  • соответствие предполагаемой логики построения педагогического процесса с реально протекающим процессом в течение смены;
  • соотношение доли воспитательных и оздоровительных мероприятий в реализации целей лагеря.

Основными методами такого анализа становятся:

  • включённое наблюдение (с фиксацией анализируемых процессов);
  • рефлексивный анализ педагогической деятельности через педагогические дневники педагогов-вожатых;
  • коллективный анализ на совещаниях педагогического коллектива и совместного с детьми анализа текущей деятельности (система вечерних огоньков, вечерних зорек актива, заседаний общелагерных органов самоуправления);
  • опрос, анкетирование, интервьюирование и т.п.;
  • тестирование, проективные методики эмоционального состояния, опрос;
  • количественный анализ результатов смены (число участников в клубных пространствах лагеря, в деятельности органов самоуправления, медицинские показатели);
  • качественный анализ результатов смены (созданные детьми стенгазеты, прикладные изделия мастерских).

Аналитический материал накапливается в течение всей смены и затем обобщается в отчёте детского лагеря. Он становится мостиком к подготовительному этапу следующей смены в лагере.