Краткая энциклопедия подвижных игр

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
X 65fc6eb7m.jpg

Введение.

Детские игры принято разделять на:

- подвижные - способствующие физическому развитию ребёнка, трансформирующие детскую энергию в навыки, которые пригодятся ему во взрослой жизни;
- «тихие» - способствующие интеллектуальному развитию ребёнка, стимуляции его творческого потенциала, памяти, внимания, мышления (такие игры ещё принято называть «сидячими»).

Традиционно игры различают также по наличию/отсутствию инвентаря, по количеству участников, по степени интенсивности и специфики физической подготовки или определённых навыков, наличию/отсутствию ведущего, месту проведения, по элементам разметки пространства, по системе подсчета очков, по игровым прелюдиям и наказанию, по общему сюжету и т.д.

Первого водящего для каждой игры рекомендуется выбирать «считалкой» или жеребьёвкой. Обоснованным в продолжительном подвижном игровом процессе является чередование игр, задействующих и развивающих различные навыки, а также 10-минутные перерывы после каждых 5-7 игр.

Условная классификация детских подвижных игр:

  • Игры-сцеплялки. Игры, в которых присутствует специфическое построение, сохраняющееся на протяжении всего игрового процесса.
  • Игры на реакцию.
  • Игры-перетягивания. Силовые игры, общей целью которых является необходимость перетянуть противника определенным образом.
  • Догонялки. Всевозможные игры с общей игровой механикой – водящему (или водящим) необходимо осалить (коснуться) убегающих игроков и игры эстафеты.
  • Поисковые игры. Игры, игровой процесс которых построен на поиске участников или предметов.
  • Спортивные игры. Игры по мотивам популярных игровых видов спорта, а также соревновательные и командные эстафеты.
  • Игры с мячом.
  • Игры на меткость. Различные варианты «войнушки» и стрельбы по мишеням.
  • Игры на воде.
  • Прыгательные игры. Игры со скакалкой, резинкой и т.д.

Условная классификация детских «тихих» игр:

  • Игры со словами (в т.ч. устные загадки, шарады, головоломки, а также игры с записками)
  • Игры с предметами
  • Художественные игры (с рисунком, лепкой и пр.)
  • Театральные игры

В данную энциклопедию вошли 55 игр для детей в возрасте 7-10 лет, которыми представлены все типы условной классификации.


Часть I. Игры на природе: день

9 1 ~1m.jpg

В эту часть энциклопедии включены:

Игры-сцеплялки - 3, в т.ч. командные – 2.
Игра на реакцию – 1.
Догонялки - 2.
Игры-перетягивания - 2, в т.ч. командные -1.
Игры с мячом – 2.
Поисковая игра – 1.
Спортивные соревновательные игры: 5, в т.ч. командные – 2.
Юмористическая подвижная игра – 1.

№ Название и описание игры

Тип игры
Ориентировочное время проведения
Необходимый инвентарь


Блок 1. Игры с водящим

1. ДРАКОН. Играющие выстраиваются друг за другом. Правую руку кладут на правое плечо стоящего впереди. Первый игрок – голова дракона, последний его хвост. Цель головы – поймать хвост. Тело дракона (остальные игроки) находится в постоянном движении и послушно следует за головой. Цепочка игроков не должна разрываться. Тот, по чьей вине произошел разрыв, становится головой. Тело дракона подыгрывает хвосту, не давая голове его ухватить. Когда голова ловит хвост, последний в колонне игрок идет вперед, становится головой, а новым хвостом — игрок, бывший предпоследним. Сцеплялка, общегрупповая с водящим (развивает: координацию, ловкость) 5-6 кругов, до 10 минут инвентарь: нет

2. САЛКИ. Игроки выстраиваются в шеренгу на расстоянии 30-40 см друг от друга. Вытянутые руки с раскрытыми ладонями держат за спиной. Один из игроков стоит за их спинами. Идя вдоль шеренги, он делает вид, будто хочет опустить камешек в чью-нибудь ладонь. Наконец он опускает его в чью-то руку. Игрок, получивший камень, неожиданно вырывается из шеренги. Соседи справа и слева должны схватить его (или осалить) прежде, чем он двинется с места. Но при этом они не имеют права сходить с линии. Если его схватят, он меняется местами с ведущим. На реакцию, с водящим (развивает: реакцию, наблюдательность) 5-10 кругов, до 10 минут инвентарь: маленький гладкий камешек

3. СЪЕДОБНОЕ-НЕСЪЕДОБНОЕ. Игроки выстраиваются в ряд перед ведущим. Ведущий кидает мяч каждому игроку по очереди, произнося при этом какое-либо слово. Если слово оказывается «съедобным» («конфета», «молоко» и т.д.), то игрок должен ловить мяч, а если «несъедобным» («горшок», «кирпич» и т.д.), то оттолкнуть его.Тот, кто ошибется (например, поймал «ботинок» или оттолкнул «арбуз») – меняется местами с водящим. Игра вызывает дружный смех, если незадачливый игрок ловит совсем неподходящий для еды предмет, например «трусы» или «соплю». А в некоторых случаях, раздосадованные неудачники стараются доказать, что можно и кошку съесть и поганку, хотя последнюю только один раз. С мячом, с водящим (развивает: наблюдательность, реакцию) до 15 минут инвентарь: мяч

4. ПОЕЗД. Выбирают одного водящего. Он – паровоз. Остальные – вагоны. Каждый игрок-вагон строит себе депо: выкладывает на площадке верёвочное кольцо. У паровоза своего депо нет. Он идёт от одного вагона к другому. К кому он подходит, тот следует за ним. Так собираются все вагоны. Когда все вагоны собраны, паровоз дает сигнал (например, свистит в свисток) и все бегут в круги-депо, паровоз тоже. Игрок, оставшийся без места, становится водящим. Догонялки, с водящим (развивает: реакцию, ловкость, скорость) 3-4 круга, до 10 минут инвентарь: свисток, верёвочные кольца диаметром около 20 см по кол-ву участников.

5. ПЛАТОЧЕК. Закрывают глаза, а водящий в это время прячет платок на определенной ограниченной территории. Спрятав его водящий говорит: “Платок отдыхает”. Играющие пытаются отыскать платок, а ведущий их направляет, говоря “тепло”, если кто-то из игроков к платку приближается и “холодно”, если они начинают удаляться. Нашедший платок должен незаметно его подобрать и осалить им кого-то из игроков. Осаленный становиться новым ведущим. Поисковая, с водящим (развивает: наблюдательность) 3-4 круга, до 10 минут инвентарь: платок

6. КАРТОШКА. Водящий (”картошка”) садится на корточки, остальные игроки располагаются вокруг него и перебрасываются мячом, так же, как при игре в волейбол. Уронивший мяч присоединяется к картошке – картошка растет. Игроки могут не только перебрасываться мячом, но и глушить картошку, то есть с силой ударять ладонью по мячу, стараясь попасть в сидящих. Если игрок промахивается, то присоединяется к картошке. Сидящие игроки имеют право выпрыгивать с корточек, пытаясь поймать пролетающий мяч. Если это удается, поймавший меняется местами с тем, чью передачу он перехватил. В упрощенном варианте стоящие игроки могут отбивать мяч не сразу, его разрешается предварительно ловить, и потом кидать партнеру. С мячом, с водящим (развивает: общефизические и тактические навыки) до 10 минут инвентарь: мяч


Блок 2. Игры, ориентированные на командную победу участников

7. ТАБУН. Из участников выбираются 2-3 волка, один жеребец и несколько жеребят. Остальные игроки, взявшись за руки, образуют круг – загон. В середине круга находятся жеребята. Они издают звуки, имитирующие конское ржание. Вокруг загона ходит жеребец, охраняющий табун от нашествия волков. Волки пытаются разорвать круг и похитить жеребят. Если жеребец осалит неосторожного волка, то тот считается убитым. Игра продолжается до тех пор, пока жеребец не перебьет всех волков или волки не утащат в свое логово всех жеребят. Перетягивания, с водящим (развивает: чувство команды, скорость, реакцию) 3-4 круга, до 10 минут инвентарь: нет

8. КЕНГУРУ. Игроки делятся на две равные команды и соревнуются в прыжках на одной ноге, держа в вытянутой руке стакан воды. Необходимо обежать круг и передать стакан следующему участнику команды. Команда-победитель определяется скоростью прохождения дистанции и объёмом воды в стакане. Спортивная, командная эстафета, (развивает: ловкость, координацию движений) продолжительность игры - до определения команды-победителя инвентарь: флажки или кегли для обозначения дистанции, стаканы с водой

9. ДОСТАНЬ-КА. Игроки делятся на две команды, выстраиваются в шеренгу, держась за руки (одна команда лицом в одну сторону, другая - в другую, последние игроки команд также держатся за руки). Перед первыми игроками на расстоянии 1,5-2-х метров кладётся по апельсину. Цель – дотянуться и поднять его. Перетягивания, командная эстафета, (развивает: чувство команды, силу) 3-4 круга со сменой позиций игроков, до 15 минут инвентарь: 2 апельсина

10. ТЯНИ-ТОЛКАЙ. Соревнования по бегу на 20-30 метров. Участники каждой пары встают спиной друг к другу и берутся за руки. Задание: добежать до финиша и вернутся на старт. Сложность в том, что в одну сторону каждый игрок бежит спиной вперёд, а в другую – спиной назад. Сцеплялка, парная эстафета, (развивает: скорость, координацию движений) Поэтапно, до определения пары-победителя инвентарь: флажки или кегли для обозначения дистанции

11. СОРОКОНОЖКА. Игроки команд плотно располагаются по кругу, в затылок друг другу. По команде “Раз, два, три!” каждый медленно опускается на колени стоящему позади игроку. После чего “сороконожка” начинает свое движение. Сложность в игре состоит в том, что без достаточной координированности и слаженности шаг сделать практически невозможно, так как “сороконожка” перемещается только при синхронном движении всех игроков. Если кто-то выбивается из ритма или путает ноги, то “сороконожка” стремиться рассыпаться и удержать ее от разрывов очень непросто. В командном варианте игры “сороконожка” каждой из команд надо обойти флажок и вернуться на старт раньше другой. Сцеплялка, командная эстафета, (развивает: координацию движений) Продолжетельность игры: до определения команды-победителя инвентарь: флажки или кегли для обозначения дистанции.

12. СОБЕРИ УРОЖАЙ. Перед каждой командой кладётся горка апельсинов по количеству участников. Задание игроков: по очереди, как можно быстрее перенести апельсины без помощи рук (руки сцеплены за спиной) к месту сбора урожая, обозначенному флажком или кеглей. Спортивная, командная эстафета, (развивает: скорость, ловкость) Продолжительность игры: до определения команды-победителя инвентарь: апельсины по количеству участников, флажки или кегли для обозначения дистанции


Блок 3. Игры, ориентированные на личную победу участников

13. ЛЯГУШАТА. Двум участникам выдаются по 2 листа бумаги. Они должны перебраться через «болото» по «кочкам». Нужно положить первый лист на старт, стать на него двумя ногами, а второй лист положить перед собой. Переступив на него, можно переложить второй лист вперёд и т.д. таким образом необходимо как можно быстрее добраться до флажка, обогнуть его и вернуться на старт. Спортивная, соревновательная (развивает: координацию движений, скорость) 3-4 парных круга, до 10 минут инвентарь: листы бумаги формата А-4, флажки или кегли для обозначения дистанции

14. ПЕТУШКИ. На траве выкладывается большое верёвочное кольцо. Став на одну ногу и скрестив руки на груди, участники стараются вытолкнуть друг друга из круга или заставить встать на обе ноги. Кто не удержался – выходит из игры. Наиболее интересен финал, когда в кругу остаются два сильнейших соперника. Спортивная, соревновательная (развивает: координацию движений, силу) Продолжительность игры: до определения победителя инвентарь: верёвочное кольцо диаметром около 1,5 метров

15. КРАБИКИ. Два участника садятся на корточки, расставляют руки в стороны и передвигаются боком, приставными шагами. Необходимо добраться до флажка, обогнуть его и вернуться на старт. Для усложнения задания можно предложить игрокам катить перед собой одной рукой небольшой мячик. Спортивная, соревновательная (развивает: координацию движений, ловкость) Продолжительность игры: 3-4 парных круга, до 10 минут инвентарь: теннисные мячики , флажки или кегли для обозначения дистанции

16. РЫБАКИ. Каждому игроку к поясу привязывают 1,5 метровую нитку с воздушным шариком на конце. Задание: наловить как можно больше рыбок (лопнуть шарики других игроков, не позволяя им лопнуть собственный). Догонялки, без водящего (развивает: реакцию, ловкость, скорость) Продолжительность игры: до определения победителя инвентарь: нитки и воздушные шарики по числу игроков

Заключительная юмористическая игра

17. ЛУНОХОД. Посредством считалки определяется водящий. Игроки садятся в круг, водящий садится на корточки и начинает перемещаться на корточках. Это уже смешно. Ещё смешнее то, что ведущий самым писклявым тоном непрерывно сообщает: «Пи-пи-пи! Я – «Луноход-1»! » Игрок, засмеявшийся первым, присоединяется к нему с писком: «Я – «Луноход-2»!» По мере увеличения количества луноходов, игра становится всё смешнее. Самый стойкий игрок должен досчитать до ста. При этом он не должен отрывать взгляд от «луноходов». Если игроку это удастся – он выиграл! Если нет – то его место занимает водящий и т.д. до определения «самого серьёзного человека». инвентарь: нет

Часть II. Игры на природе: вечер

4 1 ~1m.jpg

В эту часть энциклопедии включены подвижные игры:

На реакцию – 1.
Игра-перетягивание – 1.
Догонялки – 1.
Поисковая игра – 1.
Игра на меткость – 1.
Игра с мячом – 1.
Спортивная командная многоэтапная игра – 1 (с элементами прыгалок и игры с мячом).

В эту часть энциклопедии включены «тихие» игры:

Театральные игры – 2, в т.ч. командная – 1.
Художественные игры – 1.
Игра со словами – 1.
Командная игра с предметами – 1.
Соревновательная игра с предметами – 1.

№ Название и описание игры

Тип игры
Ориентировочное время проведения
Необходимый инвентарь


Блок 1. Подвижные игры

1. КОЛЕЧКО. Игроки становятся в нескольких шагах перед какой-нибудь стеной (можно играть и сидя), напротив них - ведущий. Игроки держат ладошки “лодочкой” перед собой, а ведущий в своих (тоже сложенных “лодочкой”) ладошках прячет «колечко». Подходя к каждому игроку, он делает вид, что именно ему в руки вкладывает колечко (медленно проводит своей “лодочкой” между руками игрока). Ведущий обходит всех игроков, отходит в сторону и говорит: “Колечко, колечко, выйди на крылечко!” Тот, у кого колечко, должен выбежать, чтобы его не схватили, и коснуться рукой условленного предмета на расстоянии 3-4-х метров. Если сможет, то он становится ведущим, а ведущий - игроком. На реакцию, с водящим (развивает: реакцию, скорость) 5-6 кругов, до 10 минут инвентарь: любой яркий маленький предмет в качестве «колечка»

2. БУЙВОЛЫ В ЗАГОНЕ. Из числа играющих выбираются 2 человека. Они – «буйволы». Остальные игроки встают в круг и берутся за руки, образуя загон. Задача «буйволов» - вырваться из круга, с разбегу разорвав цепь. Если это им удаётся, буйволами становятся игроки, не сумевшие их удержать. Перетягивание, парная (развивает: силу) 5-6 кругов, до 10 минут инвентарь: нет

3. ЧЕРТИ. Широкую площадку делят на три полосы, средняя из которых «ад». В «аду», взявшись за руки, стоят двое водящих. Они «черти». Остальные игроки (также парами) располагаются на двух крайних полях и через ад стараются перебежать из одного поля в другое. Черти стараются их поймать, и, если это удается, схваченные также становятся чертями, то есть водящими. Последняя, не попавшая в ад пара выигрывает. Догонялки, парная (развивает: ловкость, скорость) Продолжильность игры: до определения пары-победителя инвентарь: нет

4. ЖМУРКИ. Классика дворовых игр. Одному игроку завязываются глаза, и в таком виде он пытается поймать остальных играющих. Обычно игра проходит на строго определенной территории, покидать пределы которой запрещено. Если территория достаточно велика, то играющие время от времени должны издавать какие-либо звуки (например, хлопать в ладоши или звонить в колокольчик), чтобы водящий смог с ориентироваться. Игроки могут пытаться запутать водящего, подавая сигналы сразу с нескольких сторон. Игрок, которого водящий коснулся, меняется с ним местами. Поисковая, с водящим (развивает: координацию, ориентацию в пространстве) 3-4 круга, до 10 минут инвентарь: повязка на глаза из плотной материи, колокольчики по числу играющих

5. ЗАЙЦЫ. На земле очерчивается большая площадка, внутри неё по центру – маленькая. Один игрок назначается водящим – «охотником», остальные игроки становятся «зайцами». Зайцы свободно перемещаются по большей площадке, охотник – только в малом круге. Его задача – сбить «выстрелом» любого зайца, количество попыток ограничено количеством мячиков у охотника. «Убитый» заяц заменяет ведущего. На меткость, с водящим (развивает: координацию, ловкость, глазомер) 5-6 кругов, до 10 минут инвентарь: несколько теннисных мячиков

6. СОБАЧКА. Игроки становятся в круг и перебрасывают большой лёгкий мяч друг другу, пока кто-то не ошибётся и не уронит его. Этот игрок выходит в круг и становится посередине (собачка на цепи). Игроки продолжают перебрасывать мяч, но стараются, чтобы его не схватил стоящий в центре. Если всё же центральному игроку удаётся поймать мяч, то он может бросить его в любого, и в кого попадёт, тот занимает его место. С мячом, с водящим (развивает: ловкость, скорость, реакцию) до 10 минут инвентарь: мяч

7. БОЛЬШАЯ ЭСТАФЕТА. После разделения на 2 команды (по 2-4 чел.) проводится в 5 этапов с последовательным участием всех игроков команд: 1) гонка на велосипедах (с передачей следующему игроку на старте); 2) движение с перешагиванием через обручи (с передачей следующему игроку на старте); 3) прыжки со скакалкой (с передачей следующему игроку на старте); 4) бег с мячом, попадание мячом в обруч у флажка (с передачей следующему игроку на старте); 5) «плавание» в тазике, отталкиваясь руками (с передачей следующему игроку на старте). Спортивная, командная эстафета (развивает: ловкость, силу, скорость, чувство команды, различные навыки и умения) Продолжительность игры: до определения команды-победителя инвентарь: флажки или кегли для обозначения дистанции; одинаковые пары предметов: 2 подростковых велосипеда, 2 обруча, 2 скакалки, 2 пластиковых тазика, 2 мяча


Блок 2. «Тихие» игры у костра

8. КРОКОДИЛ Первая команда задумывает какое-нибудь простое слово и выбирает из состава другой команды игрока, который должен будет это слово “показать”. Причём этому игроку запрещается издавать звуки и писать буквы, зато в ход идёт активная жестикуляция, умопомрачительная мимика, ужимки и так далее, в зависимости от воображения игрока. Его команда старается понять смысл показываемого и выдаёт варианты ответов. Если же загаданное слово сложно для объяснения, то надо попытаться объяснить по частям. После угадывания/неугадывания команды меняются ролями. Театральная, командная (развивает: артистизм, наблюдательность, абстрактное мышление) 3-4 круга, до 15 минут инвентарь: нет

9. КИТАЙСКИЙ УЖИН В пиалы насыпается равное количество мелких конфет. По свистку участники должны как можно быстрее съесть предложенное «блюдо», пользуясь палочками. С предметами, соревновательная (развивает: координацию, ловкость) до определения победителя инвентарь: Пиалы и пары одинаковых обструганных палочек по количеству участников, конфеты «морские камешки»

10. ОТДАЙ ЧЕСТЬ Водящий предлагает игрокам комбинации движений со сменой рук. Например: 1)одновременно правой рукой «отдать честь», а левую вытянуть вперёд с жестом «класс». Потом хлопнуть в ладони и сделать то же самое, быстро поменяв руки; 2) положить руки на колени, хлопнуть в ладоши, правой рукой взять себя за нос, а левой – за правое ухо. Потом снова хлопнуть и поменять руки и т.д. Театральная, с водящим (развивает: координацию, реакцию) инвентарь: нет

11. МУМИЯ Участвуют 2 команды по 3 человека. Первый участник стоит неподвижно – это «мумия». Второй участник старается как можно быстрее и плотнее обмотать «мумию» туалетной бумагой с шеи до ног. Как только он закончит, третий участник должен размотать мумию обратно. Выигрывает та команда, которая не только справилась быстрее, но и как можно меньше порвала бумагу. С предметами, командная (развивает: ловкость, скорость) до определения команды-победителя инвентарь: 2 рулона туалетной бумаги

12. ПЛАСТИЛИНОВЫЕ БУКВЫ Участникам игры выдаётся пластилин. Ведущий называет любую букву, а игроки должны как можно быстрее слепить предмет, начинающийся на эту букву (заканчиваем по свистку). Автор самого узнаваемого предмета становится водящим. Художественная, с водящим (развивает: тонкую моторику, творческие способности, реакцию) 3-4 круга, до 15 минут инвентарь: бруски мягкого пластилина по количеству участников, свисток

13. ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН Водящий загадывает предложение (желательно, известное – например, скороговорку) и очень тихо сообщает её на ухо ближайшему игроку и т.д. Последний игрок сообщает, что он услышал, и цепочка восстанавливается вслух. Тот, кто последним передал предложение верно, становится новым водящим. Со словами, с водящим (развивает: внимание, фантазию, творческие способности) инвентарь: нет

Часть III. Игры в автобусе (по дороге к морю)

13558220bbgm.jpg

В эту часть энциклопедии включены «тихие» игры: Игра на реакцию – 1.

Игры с предметами – 2.
Игра со словами – 1.
Театральные юмористические игры – 2.

№ Название и описание игры

Тип игры
Ориентировочное время проведения
Необходимый инвентарь

1. ПЕРЕДАЙ ШАПКУ Первому игроку (сидящему за водителем) одевают «шапку». Её необходимо передать дальше – с головы на голову без помощи рук. Если шапка упала, передающий вновь одевает её себе на голову и пробует снова. В идеале игра заканчивается, когда первый игрок снова оказывается в шапке. С предметами, несоревновательная эстафета (развивает: ловкость, координацию движений) 1 круг, до 10 минут инвентарь: яркая кепка или панамка несколько больше подходящего участникам размера

2. ЗЕМЛЯ, ВОДА, ВОЗДУХ Водящий ходит по проходу перед игроками и, указывая на каждого по очереди, произносит: «Вода, земля, воздух». В любой момент он может остановиться. Если водящий остановился на слове «Вода», то ребенок, на которого он указал, должен назвать рыбу, пресмыкающееся или животное, живущее в воде. Если названо «Земля» - нужно назвать того, кто живёт на земле. Если названо »Воздух» - того, кто летает. Если ребёнок не назвал слово до счёта «три», то он становится ведущим. Со словами, с водящим (развивает: внимание, реакцию, мышление) 3-4 круга, до 10 минут нет

3. БАБУШКА ПОШЛА НА БАЗАР… Водящий опирается на спинку сидения лицом к салону и начинает: “Бабушка пошла на базар и купила старую кофемолку” и показывает как она будет молоть кофе (правой рукой крутит воображаемую ручку кофемолки). Рядом сидящий повторяет те же слова и тоже начинает крутить ручку и т.д. по кругу. Когда все включаются в процесс, очередь снова доходит до ведущего и он показывает следующее движение: “Бабушка пошла на базар и купила старый утюг” (гладит левой рукой, не переставая молоть). Следующие круги: бабушка купила кресло-качалку (покачиваться) и наконец, часы с кукушкой (”Ку-ку, Ку-ку, Ку-ку,”). Смысл в том, чтобы выполнять все действия одновременно с водящим. Кто сбился – занимает его место. Театральная, юмористическая с водящим (развивает: внимание, реакцию, фантазию у водящего) 3-4 круга, до 10 минут инвентарь: нет

4. ВОРОБЬИ И ВОРОНЫ Водящий опирается на спинку сидения лицом к салону. Заранее оговариваются условия игры. Например, при команде “Воробьи” - дети будут закрывать глаза руками. А при команде “Вороны” – поднимать руки вверх. Теперь можно начинать игру. Водящий по слогам медленно произносит “Во - ро -… ны!” Дети должны быстро выполнить движение, которое было задано для ворон. Кто сбился – выбывает из игры до смены водящего. Последний оставшийся становится водящим. На реакцию, с водящим (развивает: внимание, реакцию) 3-4 круга со сменой заданий, до 10 минут инвентарь: нет

5. МЕТАЛЛИСТЫ Каждому игроку выдаётся коробка скрепок. По свистку ведущего игроки начинают собирать цепь с помощью скрепок. Победителем считается тот, кто за определенное время (до следующего свистка) соберет самую длинную цепочку из скрепок. С предметами, соревновательная индивидуальная (развивает: ловкость, скорость, тонкую моторику) 10 минут (или до «пустой коробки») инвентарь: коробки скрепок по количеству участников, свисток

6. И Я! Ведущий рассказывает какую-нибудь историю о себе, желательно небылицу. Во время рассказа он делает паузу и поднимает руку вверх. Остальные должны внимательно слушать и, когда ведущий поднимает руку вверх, крикнуть “И я!”, если действие о котором говорится в рассказе может выполнить человек или промолчать, если действие не подходит. Например ведущий рассказывает: “Как то раз пошел я в лес… Все: “И я!” Вижу, на дереве белка сидит… -…? Белка сидит и орешки грызет… - …. - Увидела меня и давай в меня орехами бросаться… -…? - Я от неё убежал… -…? (и т. д.) Победителей в этой игре нет - главное веселое настроение. Театральная, юмористическая с водящим (развивает: внимание, реакцию, фантазию у водящего) 3-4 круга, до 10 минут инвентарь: нет

Часть IV. Пляжные игры и игры на воде

2554796ZRlm.jpg

В эту часть энциклопедии включены подвижные игры:

Пляжные подвижные игры - 6, в т.ч. с мячом – 3.
Игра-перетягивание – 1.
Игра на меткость – 1.
Игра-прыгалка – 1.
Игры-разминки на воде – 4.
Игры на воде - 6, в т.ч. с мячом – 2.

№ Название и описание игры

Тип игры
Ориентировочное время проведения
Необходимый инвентарь


Блок 1. Разминка на воде

1. ПОЕДИНОК Стать лицом друг против друга на расстоянии полутора-двух шагов, каждый играющий брызгает водой в партнера. Проигрывает тот, кто первый начнет вытирать лицо руками или повернется к партнеру спиной. На воде, парная (развивает: выносливость) до 5 минут, инвентарь: по свистку свисток

2. НАДЕНЬ КРУГ Поочерёдно. Положить перед собой резиновый круг и, сделав вдох, погрузиться в воду так, чтобы, вставая, надеть круг на голову. На воде, индивидуальная (развивает: смелость, навыки задержки дыхания) до 5 минут большой круг 3. ВЕСЫ Встать парой спиной друг к другу, продев руки под локти партнеру. Каждый, поочередно наклоняясь вперед, отрывает партнера ото дна, опускает свое лицо в воду и делает выдох. Находящийся над водой не должен сгибать и поднимать ноги. На воде, парная (развивает: выносливость, навыки задержки дыхания) до 5 минут, инвентарь: по свистку свисток

4. КТО ПРЫГНЕТ ВЫШЕ Поднять руки в стороны ладонями вниз. По команде подпрыгивать вверх, отталкиваясь ото дна ногами, делая одновременно движения руками вниз в воду, тем самым помогая толчку. Можно провести попарный, а также общегрупповой варианты игры. На воде, соревновательная (развивает: координацию движений в воде) до 5 минут, по свистку инвентарь: свисток


Блок 2. Пляжные подвижные игры

2548117diFm.jpg

5. ЧТО ЭТО? Дети встают в круг, в центре круга - водящий с мячом. Он бросает мяч любому ребенку и говорит одно из слов: “Овощ”, “Ягода” или “Фрукт”. Ребенок, поймав мяч, быстро называет соответственно знакомый ему овощ, ягоду или фрукт и бросает мяч обратно водящему. Кто ошибся - выходит из игры. С мячом, с водящим (развивает: реакцию, ловкость, мышление) инвентарь: до 10 минут мяч

6. МЯЧ, КО МНЕ! Дети рассаживаются на поляне или песочке пляжа. Ведущий с мячом - в центре круга. Он катит мяч каждому ребенку по очереди. Дети ловят мяч и отсылают обратно, к ведущему. Варианты: а) прокатывание мяча через одного игрока, через двух, через трёх и т.д.; б) прокатывать тому, кого назовет ведущий. С мячом, с водящим (развивает: реакцию, внимание) до 10 минут инвентарь: мяч

7. ЧЕХАРДА. Игроки встают друг за другом на расстоянии 5-ти шагов, наклоняются вперёд, пригнув голову и опираясь на согнутую в колене ногу. Последний разбегается и перепрыгивает поочерёдно через каждого, опираясь руками ему на спину. Игроки постепенно разгибаются, увеличивая высоту прыжка. Каждый перепрыгнувший встаёт впереди. Кому прыжок не удался – выбывает из игры. Спортивная, соревновательная (развивает: координацию, силу, реакцию) до 10 минут инвентарь: нет

Блок 3. Соревновательные игры на воде

8. ТОРПЕДЫ Игроки участвуют поочерёдно. Исходное положение: для скольжения на груди. По свистку сделать вдох, задержать дыхание и, сильно оттолкнувшись ото дна, скользить вперед, двигая ногами кролем. Место, где играющий встал на дно или поднял голову для вдоха, считают его финишем, на нём он остаётся, стоя на дне. Победитель тот, кто окажется дальше всех от старта. На воде, соревновательная (развивает: координацию движений в воде) 3-4 захода, до 5 минут инвентарь: свисток

9. РЫЦАРСКИЙ ТУРНИР Разделиться попарно, с учетом физической подготовленности игроков. Каждая пара — «конь» и «всадник». Всадник сидит на плечах своего партнера, а тот руками прижимает к себе его ноги. По сигналу команды начинают единоборство. Задача «всадника» — сбросить противника с «коня» в воду. Захваты разрешаются только за руки. Сброшенный «всадник» вместе с «конем» выбывают из игры. На воде, парная (развивает: координацию движений в воде) 3-4 захода, до 5 минут инвентарь: нет

10. ЭСТАФЕТА С МЯЧОМ Выстроить две команды в колонну по одному, на 2 — 3 шага одна от другой. Дистанция между игроками в колоннах — 1 шаг, положение ног — шире плеч. У стоящих впереди (капитанов) в руках мяч. По свистку капитан наклоняется и передаёт между ног мяч стоящему сзади, тот передает мяч дальше. Последний, получив мяч, бежит с ним к возглавляющему колонну, становится впереди, и игра возобновляется. Побеждает команда, капитан которой первым снова встанет во главе колонны. На воде, командная (развивает: координацию движений в воде) 3-4 круга, до 10 минут инвентарь: 2 мяча, свисток


Блок 4. Пляжные подвижные игры

11. ЛОВИ МЕШОК! Игроки встают в круг и бросают друг другу мешочек. Кто не поймает мешочек, тот выходит из игры. Выигрывает тот, кто остался в кругу. При бросании мешочка можно назвать первый слог какого-нибудь слова, и ловящий должен закончить, например: вес-на, цве-ток и т.п. Спортивная, общегрупповая (развивает: координацию, силу, реакцию) до 10 минут инвентарь: мешочек, наполненный песком

12. ЦАРЬ ГОРЫ. Все игроки строят гору из песка или гальки. Дальнейшие правила игры предельно просты. Каждый игрок старается первым взобраться на вершину горы и стать ее царем, а тот, кому это удается, должен пытаться удержаться в этой роли как можно дольше, отпихивая и сталкивая вниз конкурентов. Сами конкуренты часто облегчают задачу царю, схватываясь между собой. Игра сразу же превращается в шумную азартную свалку и обычно ведется до тех пор, пока у игроков не иссякнут силы. Перетягивание, соревновательная (развивает: ловкость, силу, координацию) до 10 минут, по свистку инвентарь: гора (песок или надувной матрац, или старый диван), свисток

13. ПЛЯЖНЫЙ МЯЧ. По мотивам игры «пионербол». (Игра велась на волейбольной площадке, только мяч не перебрасывали касанием кисти через сетку, как в волейболе, а предварительно можно было его ловить. И потом уже перебрасывать на половину поля соперника или отдавать пас партнеру. Игроки команды, уронившие мяч, пропускали гол.) Вместо сетки и разметки площадки используются условные линии на песке. Спортивная с мячом, командная (развивает тактические навыки, командное взаимодействие, ловкость) 1-2 захода в течение пляжного отдыха, до 20 минут каждый мяч, инвентарь: пляжная разметка (нарисованная или выложенная галькой на песке), судейский свисток

Блок 5. Игры на воде

0 1068b cf81deeb Lm.jpg

14. КАРУСЕЛЬ. Очень простая игра. Водящий раскручивает над головой привязанный к веревке мяч, а игроки ныряют, чтобы он пролетел над их головами. Кто не успел – водит. Обратный вариант игры «в собачку». На воде, с водящим (развивает: скорость, реакцию) 5-7 минут инвентарь: мяч на верёвке

15. ПАШНЯ. Играют на отмели. Один из двоих играющих (мотыга) ложится на воду, опираясь руками о дно. Другой играющий (пахарь), стоя на дне, берет мотыгу за щиколотки и пытается “пахать” им море как можно быстрее, чтобы добраться до финиша. На воде, парная (развивает: ловкость, координацию) 2-3 захода, до 10 минут инвентарь: нет

16. КАРЛИКИ И ВЕЛИКАНЫ. Дети стоят по пояс в воде. Ведущий дает сигнал, выкрикивая слово: «Карлики!». Все садятся в воду. За сигналом: «Великаны!» - все игроки подпрыгивают вверх. Тот, кто ошибется, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остался. На воде, с водящим (развивает: реакцию, внимание) 1-2 захода, до определения победителя нет Блок 6. Пляжные подвижные игры.

17. ПЕКАРЬ. На песке чертится круг диаметром в 2-3 метра, в котором устанавливаются несколько пустых жестяных банок (одна на другую) в качестве мишени. На некотором расстоянии от круга на земле чертятся линии-уровни (от трех и выше). Задача игроков: поочередными бросками биты (её функции выполняет небольшая галька) выбить из круга одну или несколько банок и перейти на следующий уровень. Конечная цель: пройти по всем уровням быстрее остальных. На меткость, соревновательная (развивает: ловкость, координацию, глазомер) до 15 минут (или до определения победителя) инвентарь: жестяные банки и камешки

18. РЕЗИНОЧКИ. Резинка связывается за концы в кольцо. Резинка натягивается между ногами двух играющих (их называют «столбиками»), остальные выполняют комбинации прыжков. Не справившийся выбывает из игры. Прыгалка, общегрупповая (развивает: координацию, выносливость) до 15 минут (или до определения победителя) инвентарь: резинка длиной 1-2 метра.

19. БРЫЗГАЛКА. Облегчённый вариант «войнушки». Можно предварительно построить «укрепления» из песка. Играть можно и без правил и вообще – “каждый сам за себя”, стремясь как можно сильнее намочить остальных, окрасив их «своим цветом». Военная, общегрупповая (развивает: тактические навыки, ловкость) 1-2 захода, до 15 минут пластиковые бутылки с отверстиями в крышках, наполненные водой, окрашенной медовой акварелью разных цветов (по количеству игроков)