Каким навыкам может научить детский лагерь

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
32455136YcRm.jpg

Детский лагерь – новая среда, новые люди, незнакомые вожатые, которые будут определять жизнь ребенка на протяжении всей смены. В детском лагере иные правила, традиции, которые со стороны могут казаться дикостью, пока ты в них не погрузился. И самое главное в детском лагере очень тяжело спрятаться за широкие родительские спины. Отправление ребенка в детский лагерь сравнима с моментом, когда птенцов выкидывают из гнезда, чтобы они полетели (заметьте разбитых птенцов, после такого ритуала природа еще не наблюдала, все птицы вставали на крыло).

Опыт показывает, что дети, которые посещали детские лагеря постоянно, более активны, коммуникабельны и открыты миру. Такие дети знают, как налаживать социальные связи и работать в команде. Детский лагерь дает уникальный опыт.

Каким же навыкам может научить детский лагерь?


1. Социальные навыки. Приезжая в детский лагерь, ребенок оказывается в незнакомой ему атмосфере, где существуют свои законы, правила и традиции. Ему предстоит узнать этот мир от начала и до конца. И этот познавательный процесс постоянно будет завязан на общение с другими людьми.

По приезду дети разделяются на отряды – команды, которые в течение смены будут жить по тем правилам, которым установят от части они сами, отчасти вожатые.

Пребывание в отряде является хорошим вызовом для испытания адаптивных и социальных навыков ребенка. В отряде, как правило, дети разделяются на 4 категории: активные, пассивные, лидер, аутсайдеры. Активисты готовы принимать участия во всех лагерных мероприятиях и открыты к работе в команде. Пассивные, будут все это делать, если им помогут адаптироваться вожатые и убедят, что это интересно. Лидеры сплачивают вокруг себя других ребят и являются помощниками вожатых. Аутсайдеры – это те дети, чьи адаптивные навыки находятся на низком уровне.

В течение смены дети часто переходят из одной категории в другую, лидеры устают и просто становятся активными, пассивные к середине смены становятся активными, а аутсайдеров вожатые подтягивают к общей команде, повышая их социальные и адаптивные навыки путем разъяснительных бесед как с глазу на глаз, так и в отряде. Таким образом, все дети попробуют как минимум 2 роли.


2. Коммуникативные навыки. Школа – замкнутая система, где через несколько лет все ребята достаточно друг друга узнают и коммуникация притупляется. В лагере же почти все друг друга не знают, что является хорошей платформой для тренировки коммуникативных навыков – налаживание новых знакомств, приобретение новых друзей, расширение мировоззрения и т.д. Ребенок начинает понимать, в каком большем мире он живет, и сколько еще бывает разных людей, с которыми приходится общаться.


3. Самостоятельность. Одним из важных факторов в детском лагере является то, что рядом нет родителей и, волей-неволей, приходится многие вопросы, которые раньше за ребенка решали родители, решать самому. Вожатый, конечно всегда рядом, но у него помимо отдельного ребенка есть еще от 20-30 человек. Вожатый только устанавливает нормы совместного проживания, а все остальные вопросы ребенок учится решать сам, что, безусловно, развивает его как самостоятельную личность.


4. Творческое мышление. Если вспомнить школу, то мы всегда знали, что если есть вопрос, то на него всегда есть правильный ответ, а все остальные неправильные. В лагере же дела обстоят по-другому. В течение смены детям предлагается множество задач, которые они должны решить – игры по станциям с разнообразными заданиями, капустники, КВН, интеллектуальные игры и многое другое, где нет единого правильного ответа. И ребята вместе с вожатыми пытаются творчески подойти к каждому заданию и решить его по-своему – именно это и является соревновательным моментом в жизни любого лагеря. Это учит детей мыслить более широко, нежели «Да или нет», «Правильно или неправильно».


5. Жизненный опыт. Имея возможность каждый день созерцать множество других людей, которые проживают свою жизнь по-своему, у ребенка есть шанс собрать большую базу данных человеческих отношений, выраженную в опыте. Частыми темами для разговоров становятся вопросы дружбы, ответственности, любви и взаимоотношений между людьми. И, сидя в своих комнатах, ребята постигают этот мир через общение, которого они бывают лишены в буднях города.


6. Новые навыки. Задачей большинства детских летних программ, особенно профильных, является снятие «барьера» - это явление, когда ребенок знает как делать, но пользоваться этими знаниями не может. Во многих школах детей хорошо учат всяким умениям, но совсем не учат, что с этими новыми знаниями потом делать. «Теория без практики слепа, а практика без теории глупа» в программе летней смены, мы (вожатые, инструкторы, кружководы) как раз даем возможность детям в среде, где не ставят оценки, не говорят, что ты неправ, попрактиковаться в новых умениях, почувствовать, как это бывает здорово и что бояться совершенно нечего.


Таким образом, после относительно короткой по временным меркам лагерной смены ребенок привезет огромный багаж знаний, эмоций, впечатлений и воспоминаний. задача же его родителей это всего лишь уделить ребенку некоторое время после смены, внимательно слушая, что ему пришлось пережить, это будет являться закрепляющим моментом всего того, что он узнал об этом сложном мире.


Навыки, которые проще всего развить ИМЕННО в лагере

Лидерство

Часто можно услышать, что в школах идет "уравниловка", и потенциал развить сложно. Сейчас это не везде так, но учебный процесс или творческие секции и правда не заточены под проявление лидерских качеств. Лидер там обычно педагог, а детям нужно внимать и концентрироваться на освоении "hard skills". В лагере сложно отложить проявление лидерских качеств и отступить: время ограничено, учебы не много, а вожатые поддерживают инициативу.

Эффективная коммуникация

Этот навык можно освоить только в коллективе, который формируется грамотно, а отношениям внутри уделяется достаточно времени. В лагере каждую смену первые дни посвящены именно знакомству, а у педагогов непростая задача: у них есть короткий период, когда нужно создать благополучный и дружный коллектив и быстро исключить все проблемы. Этому учатся и дети: здесь не выйдет месяцами решать конфликт в классе, здесь нужно быстро овладевать инструментами общения, чтобы не испортить самому себе отдых.

Творчество в команде

Именно так, 2-в-1. Работать в команде можно научиться и в школе (или потом в институте), да даже с братьями и сестрами. Творчество тоже можно развить. Но лагерь — одно из лучших мест, чтобы научиться решать креативные задачи сообща. Это не так просто! В творчестве у каждого свое видение, и его сложно объяснить другим. Но в дружественной атмосфере, где нет давления и спешки, этому можно научиться. Тем более, что это не соревнования и не конкурс: здесь и правда важнее участие, а не "победа".



5 важных вещей, которым меня научил детский лагерь.

Работа с детьми всегда полна неожиданностей, а работа в детском лагере тем более. Всегда найдешь чему поучиться. И вот чему научился за это время я.

1) Не бояться признавать собственную неправоту.

Темп жизни в лагере такой, что за всем уследить просто невозможно. Особенно когда у тебя в отряде 50 детей, а ты без напарника. Да, такие истории, к сожалению, не редкость. И порой бывает так, что результат нужен срочно, а времени рассусоливать нет. В таких случаях ты не всегда ведешь себя как добрый и понимающий взрослый. Чуть громче и резче чем стоило бы сказал и всё, ребенок расстроился.

В этом случае важно некоторое время спустя поговорить с ребенком и объяснить, что произошло и почему. И обязательно признать свою неправоту, если она была. Но не брать вину на себя целиком, потому что в конфликте всегда виноваты двое. Извиниться, договориться что вы оба больше так не будете и спокойно жить дальше.

Как показывает практика, потом из этих детей вырастают самые надежные товарищи, потому что они прошли с вами через конфликт и стали ближе, поскольку вы вели себя грамотно и показали им хороший пример разруливания не очень хорошей ситуации.

2) Верить в то что делаешь.

Дети довольно тонко чувствуют фальшь. Если ты сам не хочешь, не веришь, не горишь, то и они не станут. Бесполезно подбадривать, кричать слова поддержки и делать вид что происходящее важно, если внутри ты считаешь иначе. Мало того, что они это увидят, так еще и разочаруются в тебе.

Я для себя выбрал путь максимальной честности. Например, я не люблю делать отрядный уголок, но понимаю зачем он нужен и почему это важно.

Обычно я так и говорю: «Ребята, сегодня у нас мой самый страшный сон – нужно сделать отрядный уголок. Мои руки тут бесполезны, но фантазия нам поможет. У кого какие идеи, что мы можем сделать?» Если идей нет и дети такие же не рукастые попались, то мы просто делаем что-то чтобы украсить наше жилище, с такой задачей обычно все справляются.

Самый яркий пример был с речевками по пути в столовую. В рамках одного рабочего лета были 2 совершенно разные для меня смены. На первой я не хотел кричать, и дети не горели энтузиазмом. На последней я сочинял на ходу и наши радостные вопли были слышны на весь лагерь. Так что внутренний настрой решает очень многое.

3) Никто не обязан тебя уважать.

Казалось бы, очевидно, что авторитет нужно заслужить. Но часто я видел вожатых, которые считали, что дети обязаны их уважать просто по праву статуса. Это конечно глупости.

Дети сами решают уважать тебя или нет. Здесь есть два основных варианта: личное уважение и коллективное. Оба основываются на том что ты делаешь и как себя ведешь. Завоевать расположение ребенка довольно просто, делай хорошо и не делай плохо, повторить пару раз и ребенок тебя если не любит, то как минимум симпатизирует.

Есть конечно же исключения, но каждый такой случай нужно рассматривать индивидуально, потому что причины возникших на пути к доверию барьеров всегда разные.

4) Не отказываться от "безумных" идей.

Часто во время обсуждения дети генерируют самые неожиданные идеи. На первый взгляд многие из них кажутся довольно нелепыми и невыполнимыми, но при ближайшем рассмотрении выясняется, что именно такие идеи оказываются самыми интересными. А если приложить достаточно усилий, то и вполне реальными.

Самые лучшие номера с детьми у меня появлялись как раз в потоке такого бреда. Да, не всегда эти номера были понятны публике, но всегда нравились самим детям из нашего отряда. А для меня это очень важный параметр, дети должны быть довольны своим творчеством, это подкрепляет их уверенность в себе и стимулирует к дальнейшему развитию.

5) Заботиться о себе.

Я уже упоминал, что скорость жизни в лагере просто космическая. В таком ритме очень легко забыть о себе и внезапно обнаружить, что сил не осталось. Всё круто, дети молодцы и еще есть тысяча идей, а сил нет. Происходит это потому, что кто-то забывал отдохнуть.

Сколько раз я сам наступал на эти грабли. Я бы сказал, что из всех граблей в детском лагере – эти, мои любимые.

Но последствия такой забывчивости весьма плачевные, поэтому следить за собой – первое дело. Всегда спать нужное количество времени, не забывать кушать и обязательно находить в течение дня время побыть наедине с собой. В хороших лагерях такая возможность предусмотрена, но подобных лагерей, увы, немного.

Собственно, дети - это очень психотерапевтично. Всё, что мне в них не нравится, скорее всего есть и у меня. Или они делают то, что я не мог себе позволить, но хотел, и это цепляет, расстраивает, сердит, обижает. (нужное подчеркнуть или вставить свой вариант).

В качестве заключения хочу отметить, что в повседневной жизни эти выводы тоже работают. И даже помогают делать её немного лучше.


Чему не учат в школе

  • Быть собой Принимать себя таким, какой ты есть, ценить свои лучшие качества, не равняться на сверстников, не гнаться за тем, что "в тренде".
  • Решать проблемы Принимать свои ошибки и не поддаваться панике. Понимать, что любая ошибка - это всего лишь часть пути, и решать ее можно и нужно. Самостоятельно или с помощью взрослых, но ни в коем случае не оставлять без внимания.
  • Спрашивать Не боясь показаться глупым или смешным, искать ответы на свои вопросы. Не молчать, а говорить. Не ждать, а действовать.
  • Идти до конца Не сдаваться, когда любимое хобби стало неинтересным, или дополнительные занятия оказались сложнее, чем ты предполагал. Делать на 5, а не на 3.
  • Искать свои интересы Каждый ребенок - в душе неисправимый исследователь. Но повседневная рутина напрочь лишает его возможности мечтать и фантазировать. Помогите ребенку найти свое предназначение в жизни. Не заставляя, а вдохновляя его на новые поиски.
  • Понимать чужие чувства Принимать и радость и гнев, и счастье и обиду других людей. Понимать, что каждый человек нуждается в поддержке, что бы с ним не случилось.
  • Уметь оставаться в одиночестве Не расстраиваться, если друг не пошел погулять, а маме пришлось уехать на работу. Уметь в любой ситуации занимать свое время с пользой.
  • Быть гибким Подстраиваться под меняющиеся обстоятельства и не расстраиваться из-за сорвавшихся планов.
  • Искать информацию Не верить всему, что рассказывают друзья или пишут в интернете, а проверять, искать первоисточник.