Игры психологические

Материал из Летний лагеря
Перейти к: навигация, поиск
Af.jpg

Что представляет собой познавательная психологическая игра?

Осмысление психологических реальностей жизни человека представляет собой достаточно сложную проблему. Для этого необходимо обладать способностью осознавать и анализировать свои чувства, реакции на те или иные ситуации в общении, в отношении с различными людьми и т.д., рефлексией, психологической наблюдательностью. Очень важны самокритичность и достаточно высокая самооценка. Изучение психологии человека и овладение средствами этого изучения, как правило, происходит одновременно.

Интереснее и эффективнее развивается этот процесс, если он включен в известную и привлекательную для всех участников деятельность. Лучше всего для этого подходит игра. Игра познавательна: ее цель – осмысление определенных аспектов психологии человека. И в тоже время она психологическая, поскольку средства игры носят психологический характер: обязательные обсуждения итогов выполнения заданий (рефлексия), обращение к опыту участников игры (ориентация на их индивидуальные особенности), импровизационность и личностная направленность заданий. Опыт показывает, что познавательная психологическая игра помогает подросткам, юношам и девушкам достаточно серьезно и глубоко воспринимать реальность их психологической жизни. Необходимо напомнить организатору игры ряд существенных моментов в ее организации.

  1. Необходима, обязательна мотивация участников на игру (в частности, через показ взаимосвязи умения общаться с успешностью в обществе), максимальное подчеркивание преимуществ активности, но ни в коей мере не выступать в жесткой роли взрослого организатора, «не тащить на сушу». Всячески поддерживайте тех, что вышел, принял участие в игре. Стимулируйте сопереживание и поддержку зала тем участникам, кто находится в центре внимания в процессе игры. Постоянно отмечайте наиболее сильные стороны участников.
  2. Подробно разъясняйте цели каждого задания, внутренний психологический механизм действий, предлагаемых участникам, приводя в качестве примеров реальные жизненные ситуации.
  3. Обязательно контролируйте эмоциональное состояние групп. Для этого Вам важно владеть приемами создания эмоционального настроя в аудитории, следить за динамикой происходящих событий, чтобы не допускать затягивания. Поддерживайте, в случае необходимости, уровень личной конкуренции и ситуацию соревнования команд.
  4. Организуйте после каждого упражнения совместный анализ увиденного вместе со всеми участниками игры. Постарайтесь вывести итог в алгоритм оптимального поведения в подобных ситуациях реально и жизни.
  5. При возможности, осуществляйте коррекционную работу на сцене: работайте на уменьшение тревожности, снятие мышечных зажимов, преодоление застенчивости, умение быть в центре внимания и т.д.
  6. Работая с зажатыми ребятами, помните о причинах застенчивости:
    • негативный опыт общения с людьми в определенных ситуациях, основанного либо на собственных прямых контактах, либо на наблюдении за тем, как «другие погорели»;
    • отсутствие «правильных» навыков общения;
    • предчувствие неадекватности собственного поведения и, как следствие, постоянная тревога по поводу своих действий;
    • привычка к самоунижению из-за своей «неадекватности» (я застенчивый, я жалкий, я неспособный, я без мамы не могу).
    Согласно бихевиоральной концепции, застенчивость может сформироваться у ребенка в результате его попыток занять достойное место в том мире, где господствуют взрослые. Предусмотрите в конце игры оценку участниками того, что они взяли для себя, а также ряд заданий на применение полученной информации в ситуациях повседневного общения в школе, дома и т.д.
  7. Больше давайте возможности участникам выступать в иной ролевой позиции с целью раскрытия каких-то новых сторон своего Я. Игровая ситуация дает для этого дополнительные возможности, поскольку в игре подросток чувствует себя более защищенным.


Каких требований должен придерживаться воспитатель, проводя с детьми психологические игры?

  • Общение с детьми должно базироваться на уважении всех участников друг к другу, чувствительности к мыслям и чувствам других, душевной теплоте.
  • Взрослый должен удостоверять детям заинтересованность их ответами, стимулировать их откровенно и подробно рассказывать о собственных переживаниях и проблемах.
  • Взрослый должен проявлять тактичность по отношению к детям и умение помогать им.
  • По окончании игры воспитатель поощряет детей к высказыванию и обсуждения собственных впечатлений от игры.
  • Взрослый должен четко продумать цели и ход игры.


Каких целей можно достичь при проведении психологических игр?

  • Помочь детям почувствовать свое единство с другими.
  • Помочь детям повысить собственную самооценку.
  • Помочь детям уважать себя и других.
  • Помочь детям научиться анализировать жизненные ситуации.
  • Помочь детям научиться принимать индивидуальные и групповые решения.
  • Научить детей сочувствие к другим.
  • Развивать в детях открытость к другим.
  • Научить детей преодолевать собственные страхи и комплексы.
  • Развивать у детей чувство юмора и т.д..

Приведенные задачи могут показаться слишком сложными. Однако если мы хотим воспитать детей толерантными, любящими, открытыми, уверенными в себе, мы должны указать им путь, пройдя который, они научатся жить в гармонии с собой и другими.


Как организовать проведение психологических игр?

Позади остались вопросы размещения детей в помещении, наконец группа собралась вместе. Чувствуется определенная тревога и неуверенность. Дети еще не знакомы друг с другом, кто комплексует из-за собственной застенчивости, кто переживает, что не найдет друзей по душе подобное. Поэтому все с надеждой смотрят на взрослого, от которого ждут поддержки и помощи.

На начальном этапе действия педагога должны быть четкими, понятными и однозначными. Конечно, все начинается со знакомства. Уместно будет рассказать детям о себе, свой профессиональный опыт, планы на время пребывания детей в лагере. Это поможет членам группы почувствовать уверенность и оптимизм.

После этого дайте возможность детям рассказать о себе, о собственных увлечениях, сильные и слабые стороны. Знакомясь с членами группы, каждый стремится, чтобы его приняли таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками. Кроме того, при знакомстве ребенок выясняет, чем она похожа на других и чем отличается, чьи ценности ей близки и приемлемы, а чьи - нет. Используйте для этого психологическую игру, которая поможет детям сблизиться друг с другом и почувствовать себя членом детского коллектива (хотя и временного).

Возможен такой вариант игры, благодаря которой участники получают богатую и разностороннюю информацию друг о друге.


1 блок

  1. Набор психологических ситуаций
  2. Нарисуем дом
  3. Дискуссия о конфликтах
  4. Диспуты
  5. Режим молчания
  6. Набор психологических игр
  7. Набор психологических игр 2
  8. Набор психологических игр 3
  9. Набор психологических игр 4
  10. Набор психологических игр 5
  11. От сумы да от тюрьмы
  12. Пишите письма
  13. Достойная эпитафия
  14. Профориентационные игры
  15. Торг
  16. Планета моего отряда
  17. Ключи в мой внутренний дом
  18. Цветок желаний
  19. Эмоциональный градусник
  20. Встреча в космосе
  21. Ты сможешь, ты добьешься
  22. Скажи мне, кто
  23. Сочини историю
  24. Тренинг "Супермен"
  25. Звери в яме
  26. Рисунки и истории
  27. Волшебный предмет
  28. Упражнение "Моя история"
  29. Упражнение "Позитивные мысли"
  30. Тренинг "Дорога"
  31. Игра «Бабочка»
  32. Развивающие игры «Зеленая психология»
  33. Развивающие игры «Зеленая психология» для младших
  34. Социально-психологический тренинг
  35. Игра «Подводная лодка»
  36. Коммуникационные игры
  37. Игра по сказке «Колобок»
  38. Игра «Сердце»
  39. Большая психологическая игра "Путник"
  40. Большая психологическая игра "Невероятное путешествие"
  41. Большая психологическая игра "Новоселье"
  42. Большая психологическая игра "Праздник в снежном городке"
  43. Большая психологическая игра для подростков: "Спасатели"
  44. Большая психологическая игра "Звездные планеты"
  45. Большая психологическая игра "Волшебное путешествие в мир Природы"
  46. Большая психологическая игра "Новый дом"
  47. Психологическая игра "Война племен"
  48. Психологическая игра "Портрет коллектива"
  49. Большая психологическая игра "Образование галактики"
  50. Игра на развитие толерантности для подростков "Большой костер"


2 блок

  1. Набор психологических этюдов с малышами
  2. Упражнение «Звездный час»
  3. Психодрамы - Групповые игры
  4. Психодрамы - Тематические, структурированные упражнения
  5. Психодрамы - Коллекция разогревов и техник
  6. Коллективный счет
  7. Муха в квадрате
  8. Печатная машинка
  9. Колечко
  10. 15 слов
  11. Коллективная арифметика
  12. Хлопки
  13. Кто тормоз
  14. Испорченный телефон
  15. Социодрама
  16. Опасные игры
  17. Психологические игры и задания
  18. Арт-терапия
  19. Игры на снятие конфликтов
  20. Ничейная территория
  21. Мое генеалогическое древо
  22. Покорение новых земель
  23. Сказочное королевство Вундервуд
  24. Остановись, мгновение
  25. Огонек моей души
  26. Моделирование "группового террора"
  27. Три игры для смелых и решительных
  28. Рассерженные шарики
  29. Путешествие в страну Гармоника
  30. Колючка
  31. Путешествие к звездочке
  32. Человек в зеркале общения
  33. Тренинг личностного роста
  34. Игры на психотренинг
  35. Психологическая игра "Дом отдыха"
  36. Психологические игры для подростков
  37. Психологическая игра для подростков "Теплая компания"
  38. Психологическая игра-проект «Мы строим парк»
  39. Игра "Как вы думаете?"
  40. Игра «20 000 дней»
  41. Игра "Съемки фильма", "Эмоции"
  42. Упражнения на аргументацию
  43. Психологические упражнения и игры
  44. Набор психологических игр 6
  45. Игра-диагностика «Квилты»
  46. Игра «Более равные, чем другие»
  47. Игра «Коллаж успеха и счастья»
  48. Упражнения по развитию рефлексии
  49. Игры на рефлексию
  50. Игра «Цветик-семицветик»


3 блок

  1. Психологическая игра "Если с другом вышел в путь"
  2. Большая психологическая игра "Неведомые миры"
  3. Большая психологическая игра "Конференция репортеров"
  4. Упражнения на коммуникативные навыки
  5. Психологический тренинг "Сказочными тропами счастья"
  6. Игры для развития умения ладить со сверсниками
  7. Игры для развития сочувствия у детей
  8. Психологические упражнения для расслабления детей
  9. Игры для развития умения решать проблемы
  10. Упражнения на развитие самоуважения
  11. Развитие любознательности у детей в играх
  12. Игры для развития состояния успешности
  13. Упражнения на регуляцию поведения
  14. Психологические игры для младших
  15. Психологические игры для средних
  16. Психологические игры для старших
  17. Диспут «Что первично: Чепуха или Белиберда»
  18. Игры дискуссии
  19. Психологический тренинг "Маска"
  20. Психологическая игра «Киллер»
  21. Стратегические эстафеты
  22. Психологическая игра "Необитаемый остров"
  23. Подборка психологических игр




Смотреть также


Дополнительно