Игры при формировании ВДК

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
Qaz19m.jpg

Большое значение в формировании детского коллектива имеют игры на знакомство (например, «Снежный ком» во всех вариациях и пр.).

Вариант игры на знакомство: дети отряда и педагоги располагаются по кругу. Первым игру начинает ребёнок, последним – педагог, который предлагает детям познакомиться друг с другом поближе. Первый в круге произносит своё имя и любое слово (существительное, глагол, прилагательное и т.п.), начинающееся с первой буквы имени, например, Марина — море. Следующий должен повторить имя первого и его слово, только потом называет себя и своё слово, например, Марина-море, Андрей — арбуз. Третий называет предыдущие имена и слова, а затем своё имя и слово и т.д. (двадцатый называет все имена и все слова). Педагогу «достанется» больше всех. Игра, как правило, проходит очень весело, дети подсказывают друг другу, а слова-ассоциации позже помогают вспомнить, как кого зовут.

Затем можно провести другую игру - «Подари подарок»: дети молча, только при помощи жестов и мимики должны подарить соседу (например, справа) подарок, и так далее по кругу. Тот, кто понял, что ему подарили, молча благодарит, если не понял, при помощи жестов просит повторить. Последний дарит подарок первому. Затем все обмениваются впечатлениями.


Эффективны в работе с детьми игры на релаксацию и снятие эмоционального напряжения. Приведем примеры таких игр.

Рассмотри предмет

Участникам предлагается выбрать из предложенных ведущим или найти какой-либо небольшой предмет, который их заинтересует своим внешним видом, и взять его в руки. «Сядьте удобно, расслабьтесь и просто внимательно посмотрите на тот предмет, который находится у вас в руках. Сконцентрируйтесь на нем. Сейчас для вас существует только этот предмет, все остальное отошло на задний план. Чем вас заинтересовал этот предмет? Определите его цвет, форму. Каков он на ощупь? Осмотрите его со всех сторон, во всех деталях. Сконцентрируйтесь на минуту-другую на этом предмете, заметьте такие его особенности, которые не видны на первый взгляд».

Смысл упражнения: «Вот видите, как много интересного можно обнаружить даже в самой простой вещи, если на нее внимательно посмотреть! Мы куда-то бежим, тревожимся, суетимся и просто отвыкли глядеть на то, что нас окружает. Хотите расслабиться, почувствовать себя спокойно и уверенно — остановите на минуту свою суету, широко откройте глаза и просто внимательно разглядите то, что находится вокруг. И вы наверняка увидите много интересного и необычного...»

Обсуждение: Каждый участник демонстрирует свой предмет и рассказывает, что интересного ему удалось заметить при его детальном рассмотрении.


Воздушный шарик

Участники принимают удобную позу, закрывают глаза, дышат глубоко и ровно. Ведущий: «Сейчас мы будем учиться расслабляться с помощью дыхания. Представьте себе, что в животе у вас воздушный шарик. Вы вдыхаете медленно, глубоко-глубоко, и чувствуете, как он надувается... Вот он стал большим и легким. Когда вы почувствуете, что не можете больше его надуть, задержите дыхание, не спеша сосчитайте про себя до пяти, после чего медленно и спокойно выдыхайте. Шарик сдувается... А потом - «надувается вновь. Сделайте так пять-шесть раз, потом медленно откройте глаза и спокойно посидите одну-две минуты».

Смысл упражнения: эффективная техника снятия напряжения, включающая как дыхательное упражнение, так и элемент медитации. Когда чувствуешь, что сильно испугался или теряешь контроль над собой из-за раздражения, достаточно подышать подобным образом две-три минуты, и станет гораздо легче.

Обсуждение: ведущий просит участников поделиться ощущениями, возникшими в процессе выполнения упражнения, описать, как поменялось их состояние.


Семь свечей

Ведущий: «Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь. Вам спокойно, удобно и комфортно. Вы дышите глубоко и ровно. Представьте себе, что на расстоянии примерно метра от вас стоят семь горящих свечей. Сделайте медленный, максимально глубокий вдох. А теперь вообразите, что вам нужно задуть одну из этих свечей. Как можно сильнее подуйте в ее направлении, полностью выдохнув воздух. Пламя начинает дрожать, свеча гаснет. Вы вновь делаете медленный глубокий вдох, а потом задуваете следующую свечу. И так все семь». Упражнение лучше всего выполнять под спокойную негромкую музыку, в полузатемненном помещении.

Смысл упражнения: простая и эффективная техника релаксации, сочетающая концентрацию на воображаемом объекте и дыхательное упражнение.

Обсуждение: ведущий просит участников рассказать, как менялось состояние участников по мере выполнения этого упражнения.


Абажур

Участников просят удобно сесть, расслабиться и закрыть глаза. Им дается следующая инструкция: «Представьте, что у вас внутри, на уровне груди, горит яркая лампа, покрытая абажуром. Когда свет идет вниз, вам тепло, спокойно и комфортно. Но иногда, когда мы начинаем нервничать, абажур поворачивается лампой вверх... Резкий свет бьет в глаза, слепит нас, становится жарко и некомфортно, но в наших силах исправить ситуацию. Представьте себе, как абажур медленно и плавно поворачивается вниз, принимает нормальное положение. Слепящий свет исчезает, вам вновь становится тепло, уютно и комфортно».

Смысл упражнения: такую технику можно использовать для экспресс-регуляции своего эмоционального состояния, быстрого снятия стрессов.


Снятие стресса за 10 минут

Упражнение направлено на эмоциональную разгрузку. Для выполнения нужно следовать инструкциям ведущего (целесообразно проводить с детьми подросткового возраста, а также с педагогами).

  1. Свободное дыхание (1 минута). Сядьте удобно, выпрямите спину и поставьте ноги на пол. Закройте глаза и постарайтесь отвлечься от всякого рода мыслей и фантазий, сосредоточившись исключительно на дыхании.
  2. Напрячься и расслабиться. (4 минуты) Сожмите правую руку в кулак и напрягите все мышцы предплечья. Поддерживайте это усилие 5 секунд, а затем расслабьтесь примерно на 10 секунд. Теперь проделайте то же самое с каждой частью вашего тела. Напрягайте каждую группу мышц, поддерживайте усилие, а затем полностью расслабляйтесь.
  3. Зрительное воображение (3 минуты). Теперь попытайтесь вспомнить место или время, когда вы чувствовали себя особенно довольным и отдохнувшим. Попробуйте воссоздать в воображении это место и ваши ощущения в тот момент. Это может быть отдых на солнечном пляже или прогулка в лесу, позвольте вашему воображению полностью погрузиться в эту сцену.
  4. Освобождение (1 минута). Представьте поток света, энергии, льющийся сквозь ваше тело и смывающий прочь все плохое, вообразите, что оно уходит, оставляет вас с каждым выдохом. Подумайте о том, как завершить этот день хорошо и спокойно.
  5. Разминка (1 минута). По-прежнему с закрытыми глазами глубоко вдохните и выдохните, наслаждаясь чувством покоя и освобождения. Подвигайте, поиграйте пальцами рук и ног. Затем вдохните и раскиньте ваши руки над головой. Вытяните ноги вперед. Теперь вы можете открыть глаза.

Таковы самые общие рекомендации по социализации детей и подростков в условиях оздоровительного лагеря. В процессе этой социализации происходит сложный личностный процесс психологического взросления. Если он имеет позитивную окраску, то оздоровление ребенка и подростка проходит успешно. В случае негативной окраски эмоциональной составляющей процесса социализации у личности могут наблюдаться соматические нарушения: плохой сон, снижение аппетита, плаксивость. Задача педагогов - создать нормальный психологический микроклимат в коллективе.


Qaz17m.jpg