Игры на развития памяти

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
12542806ghwm.jpg

7 психологических игр и упражнений помогут вам развить память у детей и взрослых. Вот они:


Упражнение на развитие зрительной памяти

Внимание! Пусть кто-нибудь из вас будет изображать картину, портрет, можно свой собственный. Определите также ведущего, затем разбейтесь на две команды. Пожалуйста (Гонг) Сейчас команды в течение одной минуты будут любоваться картиной, рассматривая ее как можно подробнее. Пожалуйста, перед вами — шедевр. Любуйтесь (Гонг). Теперь все отвернитесь. Ведущий, пожалуйста, измените в картине как можно больше деталей (Гонг). Теперь поочередно из первой и из второй команды, играющие подойдите по одному к картине и молча приведите в исходное положение все изменения. Старайтесь ничего не упустить. Пожалуйста, первый играющий' (Гонг). Второй, пожалуйста. И так далее — когда на место садится предыдущий играющий, к картине идет следующий. (Гонг). Ведущий, вам слово, объявите команду-победителя. (Гонг). Спасибо, игра закончена. (Гонг).


Упражнение на развитие двигательной памяти

Разбейтесь на две команды, определите двух представителей команд. (Гонг). Сейчас представители команд танцуют в течение 15 секунд. Остальные члены команды — жюри — внимательно наблюдают за ними. Пожалуйста, музыка! Можете танцевать под пение членов жюри. Итак, представители команд танцуют, а жюри внимательно наблюдает за их движением. (Гонг). Стоп! А теперь, представители команд, повторите движения танцоров как можно точнее, а жюри оценит вашу двигательную память. Начали! (Гонг). Жюри, определите победителя. (Гонг). Поздравляем победителя — ваши движения были наиболее точными, команда ваша выиграла. Спасибо, игра закончена. (Гонг).


МНЕМОНИКА

Сейчас предлагаем поиграть в такую игру. Посмотрите, пожалуйста, учебный текст. Постарайтесь мысленно выделить в нем ключевые слова. Пожалуйста (Гонг) Итак, продолжаем. Теперь просьба выписать на листочек, в столбик эти ключевые слова. Пусть их будет десять, двадцать — сколько нужно. Пожалуйста, начали (Гонг). Итак, давайте заканчивать Столбики из ключевых слов' записаны. А теперь предлагаем такой конкурс. Каждый попробует придумать забавную историю, в которой все эти слова, последовательно, одно друг за другом завязаны в какую-то осмысленную, но, может быть, не очень вероятную историю. История может не иметь никакого отношения к теме этого текста. Может быть, эта история будет прямой противоположностью тому учебному тексту, из которого взяты эти ключевые слова. Потом мы проведем конкурс, кто придумал самую невероятную, самую оригинальную и занимательную историю не основе этих слов. Итак, на подготовку истории, на основе выписанных вами ключевых слов отводится одна минyтa. Можете делать какие-то пометки на листочке, можете это делать в уме. Итак, через минуту объявляем конкурс. Начали' (Гонг) Заканчиваем подготовку. Теперь давайте устроим конкурс занимательных историй, которые у вас получались. Принимают участие все желающие Ведущий, последовательно представляйте слово всем желающим. Итак, пожалуйста, начали (Гонг) Итак, фантазия исчерпана. Но сейчас давайте проведем другой конкурс Кто желает попробовать, не глядя в учебный текст, а пользуясь только своими ключевыми словами, то есть вашим листочком, воспроизвести этот тeкcт. Побеждает тот, кто пересказывает текст наиболее близко к оригиналу. Итак, все могут смотреть в исходный текст, желающие выходят и, не глядя в Этот текст, а глядя в свой листочек, пытаются его пересказать как можно ближе к оригиналу. Все оценивают способности выступающего Ведущий, организуйте этот конкурс. Предоставляйте слово всем желающим Пожалуйста, начали (Гонг). Спасибо. Теперь давайте оценим результаты Ведущий, пожалуйста, выскажите свое мнение Кого вы считаете победителем этих кoнкypcoв Ведущий, вам слово (Гонг) Спасибо, на этом игра окончена (Гонг).


ТЕКСТ НАИЗУСТЬ

Давайте разобьемся на две команды. Пожалуйста. (Гонг). Теперь проведем такое соревнование. Предлагаем всем посмотреть учебный текст так, чтобы потом его воспроизвести наизусть. Надеемся, первое слово все запомнят, а дальше — у кого сколько получится. Итак, минута, чтобы прочесть и запомнить учебный текст .Начали читать и запоминать. (Гонг). Продолжим Пусть каждая команда выделит всех. желающих посоревноваться. Сначала выходит игрок из первой команды, воспроизводит текст наизусть, а все следят по тексту и смотрят, где он запнулся, допустил неточность, и засекают время Затем выходит игрок из другой команды, начинается все сначала Все следят и, как только замечают ошибку, говорят "Стоп'" Интересно, из какой команды будет игрок с самой лучшей памятью? Пожалуйста, ведущий, организуйте соревнование по пересказыванию текста. Выступающий выходит и, не глядя в текст, пытается его воспроизвести. Начали (Гонг). Ну что ж, заканчиваем. Остается только подвести итог Ведущий, вам слово Пожалуйста (Гонг) Спасибо На этом игра закончена (Гонг).


РЯД МНЕМОНИКИ

Если уметь запоминать длинные последовательности различных слов, можно без всякого труда, используя этот ряд, запоминать нужный вам текст и другие учебные материалы. Давайте попробуем научиться запоминать, используя хорошую подсказку — ассоциативный ряд мнемоники На каждую цифру нужно запомнить букву. Для цифр — О, 1, 2, 3, 8 нужно запомнить последнюю согласную в названии этой цифры, 0 — Л, 1 — Н, 2 — В, 3 — Р, 8 — М. Запишите, пожалуйста О — Л, 1 — Н, 2 — В, 3 — Р, 8 — М Для остальных цифр запомните первые согласные в названии этих цифр. 4 — Ч, 5 — П, 6 — Ш, 7 — С, 9 — Д Итак, запишите 4 — Ч, 5 — П, 6 — Ш, 7 — С, 9 — Д. Запомнить довольно легко, ведь выпадает из последовательности только цифра 8 Давайте все по очереди назовем букву, которая теперь будет заменять цифру. Пожалуйста, рассчитайтесь по номерам и каждый назовите свою букву. Затем ведущий будет показывать, вразброс, на каждого играющего. Тот называет свою цифру, а все остальные — его букву. Пожалуйста, повторим все буквы соответствующих цифр. Начали (Гонг) Спасибо, продолжаем игру Теперь предлагается соревнование каждому составить список из ста слов, который бы отражал цифры от нуля до ста Используйте, пожалуйста, в своих словах только что выученные буквы Слова, характеризующие цифры от нуля до девяти, старайтесь делать как можно более короткими В этих словах должна быть одна согласная, соответствующая цифре Например 1 — "ной", 2 — "вой", 3 — "ария", 4 — "очи" и т.д. Слова, соответствующие двузначным цифрам, хорошо сделать из двух слогов. Например 11 — "неон", 12 — "нива", 13 — "нора", 14 — "ночь" и т.д .Для скорости, давайте распределим эти цифры. Пусть, каждый придумает 10—15 слов, характеризующих цифры. Ведущий, пожалуйста, распределите, на какие цифры каждый из игроков будет придумывать слова. Желательно давать каждому равномерную нагрузку. Ведущий, вам слово, пожалуйста (Гонг). Итак, давайте начнем нашу работу. Кто быстрее справится с предложенным заданием — будет в числе победителей этого конкурса. Итак, придумываем слова Например 61 — "шина", 72 — "сова", 36 — "рюша", 94 — "дача" и т.д. Приступаем, начали! (Гонг). Итак, последовательность слов придумана, остается составить общий список. Ведущий, возьмите на себя инициативу составить общий список. Каждый говорит громко, а все записывают так, чтобы у каждого был полный список цифр и слов. Пожалуйста, все сто слов, на все сто цифр Начали! (Гонг) Итак, вариант ста слов готов, но наверняка не все удачно сложилось. Пусть каждый посмотрит еще раз эти сто слов, подчеркнет те, которые ему не нравятся, но просто критика для нас не так интересна, нужны реальные предложения, какие слова лучше заменить на какие. Итак, каждый продумывает, что можно еще скорректировать в этом списке и предлагает всем Ведущий руководит игрой. В этом соревновании победит тот, кто предложит наибольшее количество изменений и дополнений. Пожалуйста, окончательная корректировка списка под руководством ведущего. Начали (Гонг). Завершаем нашу работу Давайте напоследок прочтем общий список и без труда его запомним, а ведущий продумает пока, кого отметить как победителя этого конкурса. Пожалуйста, начали! (Гонг). В заключение проведем соревнование, кто готов назвать все сто слов от нулевого до сотого, кто рискнет? Ведущий, руководите (Гонг). Так, хорошо, заканчивайте. Ведущий, пожалуйста, подведите итоги, кто лучше придумал слова и кто лучше их запомнил, вам слово (Гонг). Спасибо, игра на этом окончена (Гонг).


СВЕРХЗАПОМИНАНИЕ

Воспользуемся возможностью запомнить большой ряд ключевых слов из учебного текста. Для начала посмотрите учебный текст, выпишите из него подряд сто слов. Это могут быть ключевые слова, могут быть самые разные вспомогательные. Напишите такой ряд в столбик. Пожалуйста (Гонг). Заканчиваем, а теперь, пожалуйста, напишите второй ряд в столбик, приписывая пару к каждому из выписанных вами слов. Эти слова — из мнемонического ряда Мнемонический ряд можно использовать либо готовый, либо придумать новый. Итак, пожалуйста, напишите к каждому ключевому слову пару из мнемонического ряда. Начали' (Гонг) Итак, вы приготовились Теперь попробуйте, пользуясь только мнемоническим рядом, вспомнить ряд ключевых слов из учебного текста Рекомендуем для создания ассоциативных связей между ключевыми словами и мнемонической матрицей прежде всего найти сходство между словами Это может быть сходство по написанию, по звуку, может быть сходство по назначению предметов, действий, понятий, сходство по цвету, вкусу, запаху Средством для запоминания связи может быть существенное различие между словами или прямая противоположность. Другой способ запоминания — нахождение общности. Как данное понятие может войти в другое понятие, являться его составной частью? Например, общность типа человек — рука, золото — металл, птица — летать, хлеб — есть. Общность может быть и весьма случайная, вызывающая улыбку. Итак, постарайтесь связать один ряд с другим, используя мнемонические приемы сходства, различия, общности, последовательности. Пожалуйста, начали (Гонг). Заканчиваем. Теперь организуем соревнование под руководством ведущего Все желающие выходят вперед и, пользуясь мнемонической матрицей слов от нулевого до сотого, пытаются вспомнить свой ряд ключевых слов. Ведущий, держа перед глазами листок отвечающего, оценивает правильность ответа. Побеждает игрок с самой феноменальной памятью. Итак, пожалуйста, под руководством ведущего все желающие последовательно называют свой ряд ключевых слов, пользуясь мнемонической матрицей, Ведущий оценивает результаты. Начали (Гонг). Наша игра подходит к концу. Теперь слово ведущему, чтобы оценить результат Ведущий, вам слово. Пожалуйста (Гонг). Спасибо, на этом игра окончена (Гонг).


Упражнение на развитие образной памяти

Давайте посмотрим текст и постараемся выделить в нем главное. (Гонг) Хорошо. Теперь такое предложение, давайте разобьемся на две команды. Пожалуйста (Гонг). Итак, продолжаем. Давайте попробуем представить текст в виде застывшей немой сцены Можно подготовиться. Каждый из участников может изобразить деталь этого текста. Можно взять листок бумаги, нарисовать или написать, какую деталь текста вы представляете, а затем можно взяться за руки, в соответствии с тем, как, по-вашему мнению, эти блоки текста связаны между собой. Свою версию, вариант немой сцены изображают сначала одна команда, затем другая Ведущий будет олицетворять собой жюри, в которое, впрочем, могут войти, по желанию ведущего, и представители команд. Итак, на подготовку немой сцены, с использованием любого реквизита, плакатов, надписей каждой команде отводится не больше минуты. Все вместе начинаем готовиться. Пожалуйста, начинаем подготовку (Гонг) Итак, подготовка заканчивается. Давайте первое слово, если так можно сказать, ведь сцена немая, предоставим первой команде Внимание, начали (Гонг). Спасибо, теперь предоставляем сцену другой команде Ваш выход. Начали! (Гонг). Ну, и в заключение нужно оценить оригинальность, находчивость и знание дела каждой команды Ведущий, вам слово для оценки итогов игры. Пожалуйста (Гонг). Всем спасибо, на этом игра закончена (Гонг).