Игра по сказке «Колобок»

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
0 23995 fe5e974d Lm.jpg

Представленная ниже игра позволяет человеку раскрыть свой творческий потенциал, затем посмотреть на сказку с другой стороны и так же понять через метафору, что у всех людей разный характер, а хитрость или подлость может поджидать где угодно, поэтому нужно не терять понимание ситуации и «держать ухо востро».

игра также помогает замечать изменения в особенностях поведения, тренирует способность находить нестандартные решения в сложных ситуациях, а кроме того, развивает навыки актерского мастерства и умения следовать заданной роли.

В игре может быть любое количество участников.

1 этап. Введение в игру

Ведущий. Вы все знаете сюжет сказки «Колобок». Все герои сказки хотели съесть Колобка, но удалось это только лисе. Деду со старухой не удалось по случайности, потому что, когда старуха испекла колобок и положила его остывать на окошко, он укатился. Заяц, Волк и Медведь только говорили, что хотят съесть Колобка: «Колобок, Колобок, румяный бок! Я тебя съем!» — но ничего не предприняли для достижения этой цели. А Лиса оказалась умнее всех — обманом заманила Колобка себе на носок и съела его.

Но мне бы хотелось, чтобы все участники, кроме Лисы, перехитрили Колобка с помощью убеждающей речи.

2 этап. Распределение ролей

Ведущий заранее готовит комплект из пяти карточек. На каждой карточке написана сказочная роль и дана краткая инструкция (см. приложение). Представитель каждой команды вытягивает карточку с указанием персонажа, его профессии и характеристики. Таким образом, каждая команда представляет одного персонажа. Кроме того, в каждой из четырех команд есть свой Колобок, но только первой команде выдается еще и карточка с характеристикой Колобка, который должен убедить лису не есть его. А характеристику Колобка из 2, 3 и 4-й команд придумывают сами команды во время обсуждения.

Ведущий. С помощью этой игры мы можем посмотреть, как те или иные качества характера могут помочь человеку убедить другого человека в чем-то или в чем-то помешать. А под персонажами сказки в моем задании подразумеваются люди разных профессий и с разными человеческими качествами. Мне бы еще хотелось, чтобы Заяц, Волк и Медведь овладели навыками убеждающей речи. Но суть здесь не в том, чтобы съесть Колобка, а в том, чтобы он поддался на уговоры. А в ситуации с Лисой Колобку надо убедить рыжую, чтобы она его отпустила.

Каждая роль имеет свои особенности, задающие правила поведения. На карточках написано имя персонажа, его профессия и характеристика. А на карточке Колобка из 1-й команды — только его характеристика. Затем команда придумывает стратегию поведения своего персонажа, которая поможет перехитрить Колобка. Участник, изображающий одного из персонажей, проигрывает сценку убеждения Колобка с участником-Колобком из другой команды. (В сценке участвует персонаж одной команды и Колобок из следующей команды.)

3 этап. Проигрывание сценок

Выходят Заяц и Колобок из другой команды и разыгрывают сценку, в которой Заяц должен любым способом обхитрить Колобка. Далее выходят Волк, затем Медведь и пытаются убедить Колобков из других команд. В заключение выходят Лиса и Колобок из 1-й команды. Но здесь Колобок должен убедить Лису отпустить его..

На примере Зайца, Волка и Медведя мы видим, какими способами можно добиваться своей цели. А на примере Лисы убеждаемся, что свой жизненный сценарий мы можем менять сами (в данном случае это делает Колобок).

4 этап. Завершение игры

Игра заканчивается, когда Колобка, пройдя по сюжетной линии сказки, перехитрят Заяц, Волк и Медведь или не перехитрят, что будет зависеть от актерского мастерства и находчивости команд, придумавших стратегии поведения своих персонажей, и когда Колобок будет отпущен, к его удивлению, Лисой.

По окончании игры необходимо обсудить следующие вопросы:

• Для кого исполняемая роль оказалась трудной? Для кого — легкой?
• Было ли для вас естественным следовать указаниям инструкции при исполнении роли?
• Совпадает ли описание вашей роли с вашим обычным поведением в реальной жизни?
• Какие способы убеждения своих партнеров вы использовали?
• Почему вы сразу поверили одному исполнителю и не поверили другому?
• Что в поведении каждого из них вызывало доверие? Какое поведение показалось вам подозрительным?
• Какие способы убеждения являются, по вашему мнению, наиболее продуктивными? Почему?




Ролевая игра <Колобок>

Это ролевая игра, в которой участвуют восемь человек:

  • Колобок (желательно, чтобы его играли двое – мужчина и женщина, так как их манипуляции могут различаться)
  • Дедка, Бабка
  • Заяц
  • Волк и Волчица (введение пары необходимо, чтобы дать возможность продемонстрировать манипуляцию типа «клин»)
  • Медведь

Лиса в игру не вводится, так как ее манипуляции – «лесть» и «давление на жалость» сработали – Колобок был съеден.


Ведущий исполняет роль сказочника.

«Издавна народный опыт передается в виде басен, пословиц, поговорок, легенд и сказок. Понять сказки народа – значит понять его психологию и то, что сейчас принято называть менталитет…

Для демонстрации основных манипуляций в переговорах, мы возьмем одну из самых манипулятивных сказок – «Колобок». Заметьте, главный герой не обладает никаким значимым ресурсом, кроме того, что он вкусный. Именно поэтому все и хотят его съесть: и дед с бабой, и заяц, и волк, и медведь, и лиса. Однако, колобок имеет еще и язык, поэтому находит для каждого из них какие-то слова, после которых его предпочитают отпустить.

Если посмотреть внимательно, то каждый из участников имеет некоторые ожидания в отношении колобка и обладает уникальным ресурсом силы, а именно.

  • Бабка и дед Они собирали его по сусекам и амбарам, готовили, ожидали удовольствия посидеть и попить чайку. Они имеют право закрыть двери и окна и не выпустить колобка за пределы избы…
  • Заяц Имеет быстрые ноги, поэтому от него просто так не убежишь…
  • Волк и волчица Колобками они, кончено, не питаются, но в плане разнообразия, а также под день рождения волчицы… зубы и сила, а также сильные ноги явно на стороне волков
  • Медведь Колобки с медом – любимая еда.
  • Лиса Ее сила – манипуляции, поэтому против этого ресурса колобку было не устоять.

В сказке переговоры из текста выпущены. Мы постараемся восстановить диалоги участников. Для этого нам предстоит выбрать участников сказки, причем, для демонстрации особенностей парных манипуляций попросим волка выступить вместе с волчицей. Лису выбирать не будем, потому что там манипуляции были прописаны, а именно:

  • «Что-то я глуховата стала, не сядешь мне на нос?» - манипуляция «Давление на жалость»
  • «Ах, какая красивая песенка, да как ты ее хорошо поешь, спой мне ее еще раз…» - манипуляция лесть.

С лисой Колобку не повезло, однако, до нее он был достаточно успешен. Проиграем возможные ходы Колобка. Работа строится так: ведущий выполняет роль оратора. Роль Колобка могут играть двое участников – мужчина и женщина – для демонстрации особенностей женских и мужских типов манипуляций.

Колобок проводит переговоры последовательно с каждым участником. Одно условие: если уговариваемый понимает, что, в принципе, прозвучал убедительный аргумент, упираться из принципа не стоит.»

Анализ : Лучше всего проводить анализ непосредственно в ходе игры. Ведущий обладает правом «стоп-сигнала», чтобы прервать игру и дать название той манипуляции, которая только что была использована.

Среди них могут быть следующие:

  • Лесть: «Голубушка, как хороша»
  • Давление на жалость: «Сами мы не местные»
  • Системы альтернатив: «у вас два варианта: один неверный – второй мой»
  • Комментарий смыслов: «Это чтобы ты смог меня съесть...»
  • «Стрелка» (изменение фона): «Я - представитель корпорации « NNN »»
  • Апелляция к авторитету: «А генерал сказал, что крокодилы летают»
  • Непрописанная информация: «Из компетентных источников известно»
  • Ограничение выбора: «Или сегодня, или никогда»
  • Клин: «Ваши партнеры нечистоплотны по отношению к Вам»
  • Взятка: «Мы знаем, как Вас отбрагодарить»
  • Эмоциональная атака: «Я сто раз понятным языком говорила этому ужасному человеку, что ни мы и никто другой не сможет выполнить его непонятных требований, но он упорно настаивает, и угрожает нам различными санкциями, судами, конкурентами, чем совершенно вывел меня из себя…»


По итогам упражнения участникам Важно зафиксировать следующие правила:

  1. Манипуляции могут быть разрушены встречной манипуляцией. Именно поэтому манипулятора Колобка смогла победить манипулятор Лиса.
  2. Манипуляторы боятся разоблачения, поэтому манипуляции могут быть разрушены, если их назвать ( Вы пытаетесь вбить между нами клин? ).
  3. Манипулятор более всего не защищен от той манипуляции, которую он использует, т.к. именно из-за собственной неспособности эффективно ей противостоять он считает эту манипуляцию сильным оружием. Т.е. умея анализировать манипуляции, Вы не только защищены в переговорах, но и получаете средство управления партнером.