Застенчивый булочник

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
0 19b81 ccee7046 Lm.jpg

Упражнение может использоваться в работе с группами разного возраста начиная с младших подростков (с некоторой адаптацией текста). Оптимальное количество участников — от 7 до 15. Группа большей численности потребует от ведущего искусства владения аудиторией.

Эффективность упражнения зависит и от характеристик группы, определяемых ее мотивированностью, организованностью.

Может использоваться в качестве самостоятельного упражнения или включаться в тренинги личностного роста, направленные на развитие каждого из участников и группы в целом (сплочение, повышение доверия друг к другу, развитие внутригрупповых отношений).

Если сказка используется автономно, как отдельная игра, ее необходимо предварить упражнениями «разогрева», которые традиционно используют вожатые.

Начиная упражнение в младших возрастных группах, ведущий должен ввести игровой элемент. Например, он может сказать: «Сегодня мы с вами будем помогать сказочным героям. Послушайте…»

Для более старших подростков и взрослых, которые обладают большей способностью сознательно переключаться на метафорический язык, ведущий перед началом упражнения должен сказать несколько слов об эффективности сказкотерапии для личностного роста.

Затем вожатый предлагает группе выполнить упражнение: «А теперь посмотрим, как сказка может помочь решению серьезных психологических задач. Послушайте…»


СКАЗКА

В одном городе жил булочник. Каждый день он вставал рано утром, замешивал тесто, выпекал ароматные булочки, а потом продавал их в своем магазинчике. И хотя он пек и продавал булочки много лет подряд, каждый день он сомневался и переживал, достаточно ли хорошо он поработал и удались ли сегодня булочки.

Жители города часто заходили в булочную. Одни хвалили товар, другие критиковали: то соли мало, то изюма, кому-то сахару в избытке, кому-то недостает… Некоторые вообще ничего не говорили. Но все приходили опять. И несмотря на это булочник продолжал переживать, так что иногда ему даже казалось, будто в его жизни ничего радостного нет. Однажды в булочную пришел молодой лесовик из соседней березовой рощи. Он сказал, что очень хочет попробовать булочки, но у лесовиков не бывает денег, поэтому ему нечем заплатить. Зато него есть целый мешок разных самоцветов. Булочник сразу предложил лесовику несколько душистых булочек за маленький самоцветик.

— Хорошо, — ответил лесовик. — Только я не могу отдать самоцветы за что-либо материальное. Поэтому я подарю тебе три самоцвета, если ты назовешь мне три своих положительных качества.

Булочник был очень застенчив и поэтому сказал:

— Мне очень трудно это сделать. Можно я сначала узнаю, как отвечают на этот вопрос другие люди?

Я прошу каждого из вас помочь булочнику и назвать три своих положительных качества. Не старайтесь придумывать их, назовите первое, что придет в голову, не ориентируйтесь на чужие оценки. Если кому-то тоже будет трудно назвать свои качества, назовите три дела, в которых вы преуспели.

Итак, булочник услышал ваши положительные качества, и это помогло ему назвать лесовику свои. Он получил в подарок самоцветы и подарил лесовику несколько сладких булочек.

Лесовик ушел. А спустя несколько дней появился опять. Оказывается, он собрался жениться, а слух о вкусных булочках уже разнесся по всему лесу. И теперь гостям на свадьбу нужно много булочек. Заплатить же лесовик опять может только самоцветами, и не за булочки, а за рассказ булочника о трех хороших событиях, которые совсем недавно случились в его жизни.

Стеснительный булочник опять задумался и спросил:

— А можно я сначала послушаю, что расскажут о своих хороших событиях другие люди?

Чтобы помочь булочнику, я прошу вас рассказать о трех хороших событиях, которые были у вас совсем недавно — сегодня, вчера или на днях. Это может быть получение письма, телефонный звонок хорошего человека, понравившийся фильм, посещение театра... Приятным событием может быть какое-то достижение свое или близких, сопереживание другим людям.

Это может быть и очень неприметное событие — купание воробья в луже, игра котенка, пение птиц, лучи солнца из-за туч... Назовите ваши переживания, связанные с этими приятными событиями.

Булочник передает вам большую благодарность, он услышал ваши приятные события, и это помогло ему рассказать о своем хорошем.

Итак, он получил от лесовика самоцветы и подарил ему свои вкусные булочки. Но к вечеру лесовик вернулся.

— Выручай, — сказал он. — Гостям не хватило угощенья. Грибы и ягоды им надоели, теперь все хотят сладких булочек.

И опять лесовик попросил булочника назвать три события его жизни, но теперь те, которые позволяют ему гордиться собой. И конечно, рассказать, почему ими можно гордиться….

И снова стеснительный булочник попросил помощи: как на этот вопрос ответили бы другие люди?

Давайте вспомним, какие три события в вашей жизни позволяют вам гордиться собой и почему. Иногда это бывают приятные, но незначительные события, иногда трудные, но успешно преодолеваемые проблемы. Неважно, какие из них вспомнятся сейчас…

И опять булочник принял вашу помощь, справился со своим заданием, получил самоцветы и насыпал целый пакет булочек для гостей лесовика.

Долго не видели лесовика в городе. Через несколько месяцев он пришел и сказал, что приглашает булочника на крестины своего первенца-лесовенка. А чтобы накрыть стол для гостей, он просит булочника назвать три события из его будущей жизни, о которых он мечтает.

И снова застенчивый булочник просит:

— Можно я сначала послушаю, как отвечают на этот вопрос другие люди?

И я снова обращаюсь к вам. Пожалуйста, назовите три положительных события, которых вы ожидаете в вашей будущей жизни. Неважно, каков их масштаб и как скоро наступит их время. Просто назовите каждое событие и обозначьте то позитивное переживание, которое его будет сопровождать.

Благодарю вас за помощь героям сказки. Булочник и лесовик передают вам большое спасибо.

Крестины удались на славу. На праздник собрались все лесные жители — от лис и медведей до леших и кикимор. И все хвалили аппетитные булочки.

В разгар праздника булочник набрался смелости и спросил лесовика, откуда у него так много самоцветов?

– Это очень просто, — ответил лесовик. — Всякий раз, когда какой-нибудь человек называет свое положительное качество или рассказывает что-то хорошее, что было или ожидается в его жизни, в недрах земли рождается новый самоцвет. А если вспоминается событие, которым можно гордиться, появляются самые крупные самоцветы. Ночью, когда земля становится влажной от росы, камни выходят на поверхность, и уже к утру можно заметить, как они поблескивают из-под корней травы. Вот так и появляются сапфиры, изумруды, алмазы…


Сказка окончена. И теперь давайте проведем небольшую аналитическую работу. Сначала актуализируйте свои ощущения, чувства по поводу каждого из заданий: три положительных личностных качества, три новых хороших события, три прошлых события, которыми можно гордиться, три будущих положительных события. Как вы думаете, какая может быть связь между будущими событиями и событиями из недавнего или более отдаленного прошлого? Как прошлое влияет на достижения в будущем?


Выскажите свое мнение.

Давайте обсудим, что происходило в процессе выполнения заданий.

• Скажите, трудно ли было подобрать три своих положительных качества? Почему?

• Трудно ли было назвать три своих положительных качества? Почему?

• Легко ли вспомнились ситуации, которые воспринимались как новые и хорошие? Если трудно, то почему?

• Легко ли вспомнились события, которыми можно гордиться? Если трудно, то почему?

• Легко ли было сформулировать, о чем мечтаешь? Как вы думаете, почему?

• И последнее, чем хотелось бы завершить нашу встречу. Поделитесь своими общими впечатлениями. Что в тренинге-сказке понравилось, что хотелось бы предложить для его совершенствования?


Психологический комментарий к упражнению

Традиционный метод воспитания детей во многом построен на чувстве вины, которое формируется у ребенка на самых ранних этапах развития. Родителям и воспитателям гораздо легче управлять ребенком, апеллируя к его чувству вины, чем искать и находить другие методы воспитания: стремиться понять состояние ребенка и в целом исходить из его интересов, а не из экономии собственных сил и времени, договариваться о правилах поведения, поощрять их выполнение и пр. Часто бывает так, что ребенок делает все «как надо», и в этом случае близкие взрослые особенно не фиксируют на нем своего внимания. Но если он сделает что-то не так, на него сразу обрушиваются карательные санкции. И в целом в воспитании преобладают негативные реплики и оценки. В результате у человека хотя и создается понимание того, что делать можно, а чего нельзя, однако с детства формируется низкая самооценка, снижается активность, он сам ограничивает свой творческий порыв, появляется дефицит позитивного самовосприятия, которое оказывается в основном построенным на негативной доминанте, что ведет к развитию комплекса неполноценности и формированию социофобий разного уровня.

Публичное называние во время тренингового упражнения трех своих положительных качеств является одним из средств частичной компенсации перечисленных негативных явлений. Участникам тренинга часто бывает трудно вспомнить о себе что-то хорошее (многие объясняют это тем, что «нескромно хвалить себя, только другие люди имеют право говорить обо мне хорошо», а некоторым бывает даже легче назвать свои негативные стороны, чем позитивные). Эта проблема основана на социофобии, когда человек гипертрофированно воспринимает предполагаемую критическую оценку себя, сравнивает самооценку с внешней оценкой чаще не в свою пользу.

Для тех, кому никак не удается назвать свои положительные качества, ведущий предлагает назвать три дела, которые они умеют делать хорошо. Как правило, это помогает преодолеть барьер социофобии. Если и этот вариант задания вызывает затруднения, можно предложить членам группы помочь человеку и «подсказать» ему его положительные качества.

Как правило, если упражнение у человека получается (то есть он преодолевает психологический барьер «невозможности» говорить о себе позитивно), это сопровождается для него радостью и ощущением возросшей уверенности.

Человеческая жизнь сопровождается приятными и неприятными событиями разной значимости. У большинства людей опасные и неприятные ситуации фиксируются более ярко, и это связано прежде всего с потребностью в безопасности, готовностью к мобилизации, к самозащите. В самопредставлении некоторых людей эта негативная реакция начинает чрезмерно доминировать. И тогда кажется, что «у меня все плохо», появляется склонность к пессимизму, депрессивным состояниям, неврозам.

Чтобы помочь человеку переключиться на позитивные переживания, преодолеть этот дисбаланс, в данном тренинге используется актуализация образов позитивных событий недавнего времени и фиксирование их в сознании. Это помогает человеку гармонизировать представления о своих жизненных ситуациях. У некоторых людей эта часть задания вызывает большие затруднения: поначалу они не могут вспомнить ни одного позитивного события последнего времени. Но когда эта задача решается, становится возможным выстроить цепочку позитивных воспоминаний от настоящего времени в прошлое, чтобы там найти и актуализировать вытесненные положительные обстоятельства жизни. Эти воспоминания — ценный для нашего психологического самочувствия эмоциональный ресурс.

Далеко не всегда люди отчетливо и позитивно представляют себе свое будущее. Три прошлых жизненных события, которыми можно гордиться, помогают укрепить «психологический фундамент» человека для построения более ясного, позитивного, оптимистичного будущего.