Давайте познакомимся

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
10704861KCVm.jpg

Работа в любой группе, независимо от целей тренинга, начинается со знакомства, основная задача которого — установить контакт между участниками группы, создать атмосферу свободы и открытости. Существует множество традиционных форм знакомства (представить себя, рассказать о себе и своей работе, назвать имя и свою положительную черту характера и т.д.), которые помогают снять напряженность первых минут тренинга и способствуют началу взаимодействия в группе. Однако необходимо помнить, что в период знакомства доброжелательность, внимание, осторожность членов группы — проявления чисто внешние. Настоящие чувства, мысли, намерения людей еще спрятаны. Ведущий, учитывая это, контролирует меру вовлеченности каждого участника и предлагает группе задания, которые способствуют включению в тренинг. Использование не одной, а нескольких психотехник при знакомстве дает возможность участникам быстрее и легче войти в контакт со всеми, почувствовать и принять форму работы и доверительную атмосферу тренинга. В период знакомства ведущий предлагает упражнения, перемещения по залу, что дает возможность участникам ощутить пространство, в котором им предстоит находиться и работать, и приспособиться к нему. Вот ряд упражнений, которые способствуют большему раскрытию членов группы.


УПРАЖНЕНИЕ. МОЕ ИМЯ И КАК Я К НЕМУ ОТНОШУСЬ

Ведущий. Каждый участник группы называет свое имя и рассказывает о своем отношении к нему. Возможно, вы вспомните какие-то интересные истории или невероятные события своей жизни, связанные с вашим именем или прозвищем. Расскажите. Нам это интересно. Упражнение позволяет полностью снять напряжение первых минут тренинга, уйти в воспоминания и расслабиться. Как правило, люди вспоминают смешные ситуации и забавные истории.

Валерий. У меня был дедушка, который называл меня Валерьяном, а когда ему что-то не нравилось в моем поведении — Валерьянкой. Меня это очень обижало, и я старался не попадаться ему на глаза, я мечтал, что, когда вырасту, изобрету такое лекарство, которое вытеснит валерьянку из жизни людей. Но однажды мы с дедушкой были дома одни и ему стало плохо с сердцем, я испугался, не знал, что делать. Дед позвал меня и сказал: «Сядь рядом, дай руку, и мне станет легче, ты же Валерьянка». Я сел, дал ему руку, мы разговаривали, а минут через десять он уснул. Приступ прошел. Сейчас я понимаю, что он, конечно, принял какие-то лекарства, но тогда я был уверен, что вылечил его. С того момента я стал очень гордиться своим именем. А когда кому-то из моих близких плохо, я сажусь рядом и беру человека за руку, — помогает.

Антон. Интересно, но я только сейчас открыл для себя, какую добрую услугу сыграло в моей жизни прозвище. Я, Антон Антонович Антонов, в нашей семье нас двое таких — отец и ваш покорный слуга. Думаю, когда у меня родится сын, он будет третьим. Старшая у меня дочь — Настя. Второй ребенок будет Антон, если мальчик, или Антонина, если девочка. Но я хочу рассказать о своем прозвище. Как вы уже догадываетесь, звали меня «А» в кубе», а позже — просто «Куб». В детстве, да и сейчас большими размерами я не отличался. Но мое прозвище заставляло быть сильным и смелым. Меня даже побаивались. «Вот Куб придет, он вам покажет!» — говорили мои друзья своим обидчикам. И я приходил и «показывал». Сейчас я вдруг понял, что именно прозвище помогло мне стать тем, кем я стал, именно оно помогло мне стать бойцом. И только я один знаю, как иногда было страшно и больно. Но «Куб» есть «Куб». Если вам нужна помощь, я готов.

Наташа. Меня зовут Наталья Сергеевна. Я говорю не об имени-отчестве, а об имени, так как с детства считала, что Наталья Сергеевна — мое имя. Так звали меня мои родители и все, кто жил с нами рядом. Даже в школе учителя обращались ко мне именно так: Наталья Сергеевна. Мой отец был военным, и большую часть жизни я провела в маленьких военных городках и гарнизонах. В семье поддерживался армейский порядок и дисциплина в определенном игровом стиле. Все друг друга называли по имени-отчеству, и это было забавно. Откуда это пошло, никто не мог вспомнить. Постепенно это обращение ко мне вышло за пределы нашего дома и... Когда мне было пять, десять, пятнадцать лет, мне очень нравилось такое обращение: чувствовала себя взрослой. Но в один прекрасный момент я вдруг ощутила себя не взрослой, а старой и уставшей. Сейчас я всегда представляюсь только по имени. Мне приятно слышать — Наташа, Наташенька, Наталья. Для меня наступил новый период в жизни. Я стала другой: молодой, веселой, красивой и счастливой. Я — Наташа.

Ростислав. В детстве мне мое имя не нравилось, особенно когда мама называла меня Ростиком, поэтому всегда представлялся Славой. Сейчас отношусь нормально и к тому и к другому имени. В группе называйте меня Славой.

Альмира. К своему имени отношусь нормально. Ничего особенного, связанного с ним, в моей жизни не происходило.

Упражнение требует определенного времени, спешка или строгий регламент здесь неуместны. Предлагая задание, ведущий еще не знает уровня готовности каждого участника, поэтому не следует ставить жестких условий при его выполнении, — предоставьте каждому члену группы самому выбрать степень своего участия. Знакомя группу с заданием, ведущий должен использовать такие фразы, как: «Возможно, кто-то из вас...», «Давайте вспомним... может быть...», «Попробуйте вспомнить...» и так далее. Эти фразы дают ощущение выбора и открывают доступ к действию.

После того как задание представлено, необходимо дать время на обдумывание. Затем один из желающих начинает рассказ. Иногда ведущий может взять инициативу на себя — рассказать свою историю. Этот прием полезен и для группы, и для самого ведущего, так как, во-первых, дает возможность участникам сориентироваться в упражнении, а во-вторых, помогает ведущему эмоционально вовлечься в процесс работы. После того как все выскажутся, проводится опрос самочувствия и степени удовлетворенности работой каждого члена группы. Этот момент очень важен для всей дальнейшей работы, так как именно в этот момент люди учатся выражать свои мысли, говорить о своих ощущениях, впечатлениях.

Как уже говорилось, не все участники группы в равной мере могут быть активны в этом упражнении, но ведущий должен всех благодарить за работу. Иногда уместен вопрос или комментарий, связанный с приятными ассоциациями.

В большинстве случаев эффект от этой работы положительный. Многие вообще впервые задумываются о своем имени и о его значении в жизни. Одни делают для себя открытия (рассказ Антона), другие понимают, как много для них значит их имя (рассказ Валерия).

Часто в процессе работы ведущий имеет возможность отследить проблемы, существующие у членов группы. Так, например, одна женщина заявила: «Я не люблю свое имя. Это имя мне дал отец, а когда мне было два года, он бросил нас, и никогда я его не видела. Мечтала, когда вырасту, обязательно сменю, но как-то не получилось. Возможно, из-за мамы: она не хотела. Наверное, она его все же любила и простила, а я — нет». Проблема налицо. Опытный ведущий никогда не оставит это без внимания и позже, в тренинге, обязательно к ней вернется, а в данный момент предложит человеку назвать наиболее приятный для него вариант. В этом случае женщина попросила группу дать ей имя. Ведущий воспользовался ситуацией и предложил участникам не только назвать имя, а объяснить, почему оно подходит этому человеку. Предложений было много, но одно понравилось всем: отбросили три первые буквы от настоящего имени и получилось красивое, новое и все же знакомое по звучанию имя.

По завершении обсуждения ведущий благодарит группу за интересную работу. При видимой неограниченности во времени работа не должна превышать двадцати минут.


ОПИШИТЕ СЕБЯ НЕЗНАКОМОМУ

Предлагаемое упражнение проводится после того, как все члены группы и ведущие представились, называя свои имена.

Ведущий. Вам предстоит встреча с незнакомым человеком. Заранее по телефону вы договариваетесь о месте и времени. «А как я смогу узнать вас?» — спрашивают на том конце провода. Ваша задача описать себя так, чтобы человек не ошибся и ему не трудно было понять, что это именно вы. В упражнение можно добавить несколько дополнительных условий. Например, описать себя не только внешне, но и сказать о каких-то своих чертах характера или достоинствах. После 30-секундного обдумывания участники включаются в работу. Опыт показывает, что упражнение вызывает интерес у группы и проходит с определенной долей юмора. Люди описывают себя по-разному: кто-то старается подчеркнуть свои внешние достоинства, кто-то достаточно подробно останавливается на своих человеческих качествах, а кто-то создает карикатурный портрет. Ведущий принимает все варианты. При всей видимой легкости упражнение несет в себе достаточно глубокий психологический смысл и определенную диагностику, которую отслеживает ведущий. При обсуждении многие участники отмечают трудности, которые испытывали во время работы. Во-первых, многие впервые описывали себя вслух, во-вторых, волновались, в-третьих...

Ирина довольно успешно справилась с заданием. Она начала одна из первых, подробно описала внешность, в мягкой форме отметила достоинства, намекнула на недостатки, но в процессе обсуждения заметила, что при всей удовлетворенности работой у нее появилось желание что-то изменить, что — она еще не решила, но обязательно над этим подумает. Через год Ирина вновь оказалась у нас на тренинге. Сразу узнать ее было нелегко: внешне она очень изменилась — другая прическа, другой цвет волос, приятные тона одежды, похудевшая. Видно было, что ей приятно видеть наше удивление. Конечно, мы провели упражнение: «Опишите себя незнакомцу». Ирина была на высоте, с нескрываемой гордостью описывала себя, а в момент обсуждения рассказала всем, какой эффект произвело на нее это упражнение еще год назад и как много ей захотелось изменить в себе. Сейчас она удовлетворена собой, но и это еще не предел, думает она.

В одном из тренингов женщина по имени Лариса описывала себя последней. Чувствовалось, что делать ей это нелегко. Она была вся напряжена, говорила тихо, взгляд застывший. И то, как описывала себя Лариса, совсем не соответствовало нашему восприятию. Надо заметить, что внешне она достаточно привлекательна и элегантна. В ее описании все выглядело иначе, и чувствовалось, что она искренне верит в то, что говорит.

В конце обсуждения ведущий предложил высказать друг другу пожелания, рассчитывая на обращение группы к Ларисе. (Обращаясь к группе за помощью, ведущий дает возможность людям почувствовать свою причастность к происходящему и уже с первых минут ощутить свою роль и роль других во всем групповом процессе.)

И действительно, многие обратились к ней с вопросом: «Почему ты описала себя совсем не так, как воспринимаешься?» Лариса поделилась с группой своей историей. Она в семье младшая, еще два старших брата. Мальчики были очень красивые, а она в сравнении с ними — нет, так, по крайней мере, говорили окружающие. Отец часто вслух высказывал удивление: почему так несправедлива природа, дав красоту мальчикам и не дав ее девочке? А мать, жалея ее, говорила, что не в красоте счастье. Так что она до сих пор считает себя некрасивой.

Ведущий группы спросил, интересно ли будет ей услышать свое описание, сделанное кем-то другим от ее имени. Лариса согласилась. Выполнить это задание вызвался мужчина, что придало еще больший эффект. Описание, сделанное участником группы, было одобрено и дополнено всеми. Сама Лариса была удивлена и растрогана. На протяжении всей дальнейшей работы группа и ведущий поддерживали ее. Прошло время, сейчас Лариса работает консультантом декоративного макияжа в косметической фирме и при встречах всегда вспоминает группу и ту помощь, которую ей оказали.


ПО ОДЕЖКЕ ВСТРЕЧАЮТ...

Упражнение, в котором на листе бумаги человек пишет на себя характеристику из десяти—двадцати пунктов, отвечая на поставленный вопрос «Кто Я?», знакомо многим психологам и имеет несколько вариантов проведения. В зависимости от целей тренинга, структуры группы и уровня включенности людей в работу мы выбираем один из них. Всего у нас их около шести. Иногда в группе, в которой участники незнакомы между собой, мы используем один из вариантов для знакомства.

Ведущий. Каждый раз, при встрече нового человека, у нас создается о нем какое-то впечатление, часто оно не ошибочно. Сейчас мы попробуем поделиться своими первыми впечатлениями друг о друге. Вы получаете карточку, на которой написано имя одного из участников, а также лист бумаги (всем раздаются одинаковые листы), где есть вопрос: «Кто Я?» Ваша задача — написать десять пунктов, отвечая на этот вопрос. За человека, чье имя у вас на карточке. И еще одно условие: никто не должен знать, кто о ком пишет. По окончании работы листочки раскладываем на столе рабочей стороной вверх. Затем, когда все будет разложено, каждый подойдет и выберет тот листок, на котором, как ему кажется, написано от его имени. Этот этап работы вызывает интерес и легкое волнение у членов группы. В процессе поиска своего «портрета» им приходится прочитать не один, а несколько листочков, «поспорить» с кем-то из претендентов за одну и ту же характеристику, суметь отстоять свое право на нее. При обсуждении ведущий предлагает ответить на несколько вопросов:

  1. Удовлетворены ли вы тем, что написано на полученном листочке?
  2. Что вызвало удивление, произошли ли «открытия»?
  3. Что вызвало наибольший интерес в процессе работы?
  4. Какие трудности испытывали при выполнении упражнения?

Обсуждение, как правило, происходит очень оживленно. Всем действительно интересно узнать, какое первое впечатление они производят. У большинства людей написанное (70–80%) сходится с тем, что они могли бы сказать о себе сами, это производит на группу большое впечатление и является хорошим началом взаимопонимания. Многие участники при обсуждении отмечают, что в их характеристиках подмечены важные для них самих вещи. Бывают ситуации, когда человек не сразу находит характеристику на себя, получив же ее, удивляется тому, что его увидели не таким, каким он сам себе казался. В данном случае можно предложить тому, кто писал на него характеристику, поделиться своими впечатлениями вслух. В другом варианте этого упражнения мы заранее сортируем карточки с именами попарно, например, Володя пишет на Свету, а Света — на Володю, Оля — на Наташу, Наташа — на Олю. В этом случае обсуждение проходит в два этапа. Сначала участники делятся впечатлениями друг о друге в паре, а затем уже в общем кругу.


ФОТОГРАФИЯ

Вариант 1

Ведущий. Представьте, что, для того чтобы попасть в нашу группу, каждому из вас заранее нужно было прислать фотографию. Она должна отразить вас как человека обаятельного, талантливого, с чувством юмора. За минуту, отведенную для обдумывания, вы определяетесь с местом, где сделать фото, и позой: вы сидите, стоите, лежите, а может быть, летите. Для того чтобы сделать фото, вы отправляетесь в фотомастерскую, где опытный фотограф выполнит ваш заказ. Итак, я — фотограф, и моя мастерская к вашим услугам. Каждый из участников, приходя в мастерскую, объясняет мне, как он хочет быть снят. Ваша задача — создать такую фотографию, которая дала бы возможность другим составить довольно правильное представление о вас. Когда приготовления будут позади, по моей команде вы произносите «Cheese» и замираете на пять секунд. Фото готово. В роли конкурсного жюри мы предлагаем выступить группе, ее задача — охарактеризовать конкурсанта по фотографии, высказать свои предположения о нем и вынести решение о приглашении этого человека в группу.

Участники тренинга высказывают свое мнение, хозяин фотографии принимает информацию и всех благодарит. В процессе обсуждения члены группы делятся впечатлениями о проделанной работе, говорят о своих ощущениях, высказывают друг другу пожелания.

Вариант 2

В группах, где участники знакомы между собой, предлагается другой вариант этого упражнения. Так же, как и в первом варианте, ведущий предлагает членам группы «прислать» фотографию на конкурс. Однако создать ее должен фотограф. Всем участникам раздаются карточки с именами участников группы, с этой минуты все становятся и клиентами и фотографами.

Фотограф предлагает обстановку, в которой он хотел бы снять клиента, выбирает наряд и позу, наиболее полно, на его взгляд, отражающую данного человека. Когда все приготовления закончены, фотограф дает команду: «Три, два, один. Замри!» Пять секунд участник, которого «снимают», находится в неподвижной позе. По истечении времени следует команда: «Отомри!» Фото готово. Группе, как и в первом варианте, предлагается выступить в роли конкурсного жюри. Но в данном случае разговор идет не только о человеке, запечатленном на фотографии, но еще и о работе фотографа. Удалось ли ему представить своего клиента таким, каков он есть, или он смог представить его в ином, не знакомом для окружающих свете? Какова основная идея снятого эпизода и каковы творческие находки мастера? И, конечно, всех интересует мнение клиента: понравилась ли ему фотография? Один за другим фотографы создают снимки своих клиентов, заботясь о качестве работы, удовлетворенности заказчика и одобрении окружающих.


ПОДАРИ МНЕ ЦВЕТОК!

Ведущий. Сейчас мы будем осваивать пространство, в котором нам предстоит прожить вместе определенный период. Под музыку вы двигаетесь по залу и стараетесь всем телом ощутить комнату. Пройдите ее по периметру, диагонали, кругу и т.д. Не спешите, прислушивайтесь к своему телу, отследите, в какой части комнаты вам наиболее комфортно. Итак, три минуты.

Теперь, когда вы почувствовали атмосферу комнаты, когда ваше тело приобрело уверенность, походите по комнате спиной вперед. Не торопитесь, двигайтесь медленно, прислушивайтесь к своим ощущениям, к тому, что происходит с вашим телом. Что изменилось? Появились ли новые ощущения, чувства, мысли? За три минуты вы сумеете ответить на все эти вопросы.

А теперь вытяните руки тыльной стороной ладони кверху, закройте глаза и медленно под музыку начинайте двигаться по знакомому вам пути. Что происходит с вами, с вашими ощущениями? Какие мысли приходят в голову? Чем отличаются ваши нынешние ощущения от тех, которые были раньше? На чем вы больше фиксируете свое внимание? Если в момент движения вы коснулись кого-то, не открывая глаз, пожмите друг другу руки. Вы сделали очень хорошую работу для себя и своего тела.

Сейчас мы продолжим, это задание будет отличным от трех предыдущих. Представьте, что у каждого из вас в руках букет цветов и их столько, сколько членов группы. Двигаясь по уже хорошо знакомому пространству, вы, встречаясь с каждым из участников, дарите ему тот цветок, который, на ваш взгляд, ему больше всего подходит, и в нескольких словах объясняете ему, почему именно этот цветок вы хотите ему подарить. Ни один человек не должен остаться без вашего цветка. Таким образом, при завершении упражнения каждый из вас, подарив свои цветы, получит новый букет.

Примечание. Перед выполнением этого упражнения необходимо провести разогревающие игры и психотехники. В период разогрева, когда участники начинают включаться в групповой процесс, переход от индивидуальной работы к групповой должен быть мягким. Он должен вызвать интерес к сотрудничеству и дать положительный эффект от совместной деятельности.


САМОЕ-САМОЕ!

Упражнение предполагает социометрию качеств или характеристик, как профессиональных, так и человеческих, в зависимости от целей тренинга и специфики группы. Участникам предлагается перечислить четыре самых важных, на их взгляд, качества... Группы учителей, как правило, называют глубокое знание предмета, владение методикой преподавания, знание психолого-педагогических дисциплин, положительный психологический климат в педколлективе. Группы менеджеров характеризуют факторы успеха; они относят к ним: успешное составление стратегии действия, постановку целей и задач в руководстве, работу с клиентами, непрерывное совершенствование. Подростки, рассматривая человеческие качества, отмечают честность, доброту, интеллигентность, смелость. Когда качества, или характеристики, выдвинуты, ведущий записывает каждое на большом листе бумаги. Затем эти листы развешивают в разных местах комнаты. Обращаясь к группе, ведущий дает пояснения.

Этап 1

Ведущий. На каждом листе написано одно из качеств, которое, на ваш взгляд, является главным в вашей профессии (в человеке). Сейчас нужно провести ранжирование этих качеств по степени важности. Обдумав и составив для себя список приоритетов, вы подойдете к листам и поставите на каждом из них цифру, которая соответствует номеру качества в вашем списке. Такую работу нужно проделать с каждым из предлагаемых качеств.

Этап 2

Ведущий. Работа по определению степени важности представленных качеств завершена. Каждый из вас подойдет к тому листу, где он поставил цифру 1. Итак, у нас образовались маленькие группы, в которых людей объединяет предпочтение ведущего качества. Теперь в течение пяти минут каждая группа должна обменяться мнениями, почему первенство отдано этому качеству, выработать общую линию своего понимания этого качества как лидера среди других, подобрать или придумать пословицу, поговорку, частушку или строчки из песни, которые придали бы более яркий образ выбранному качеству.

Этап 3

Ведущий. Теперь каждая из малых групп должна представить свою точку зрения на значимость выбранного качества и подтвердить это представлением творческого задания всей группе. В процессе представления и обсуждения группа приходит к выводу, что все названные качества взаимодополняют друг друга и каждое из них достойно занять ведущее место. На этом упражнение можно завершить, а можно, особенно если речь идет о профессиональных качествах, и продолжить. Сформировать группы по качеству, занимающему второе место, далее третье, затем четвертое. Как правило, такая подробная работа способствует достаточно глубокому анализу и переосмыслению определенных устоявшихся мнений у некоторых членов группы. Иногда после проведения этого упражнения группа делает заявку на более серьезную и подробную работу с тем или иным качеством.


НАПИШИ ВОПРОС

Вариант 1

Предлагаемое упражнение можно проводить в разных группах. Все зависит от целей тренинга и специфики группы. Например, если группа собрана по профессиональному признаку, то можно сделать акцент на вопросах, связанных с их деятельностью; если это группа родителей — на вопросах, которые задают дети; если это подростки — на вопросах взрослых. А можно просто поговорить о том, что волнует людей сегодня.

Ведущий. В жизни нам очень часто приходится сталкиваться с разного рода вопросами. Каждый из них требует ответа или комментария. Сейчас на карточках, которые вы получили, нужно написать вопрос, на который вам совсем не хотелось бы отвечать. Причины нежелания могут быть разные: незнание ответа, несвоевременность вопроса, нежелание давать информацию и т.д. Затем карточки вы отдаете мне, а я в свою очередь, когда все будут готовы, раздам их всем участникам группы, заботясь о том, чтобы никому не попался его же вопрос. Познакомьтесь с вопросом, который получили. Ваша задача — через пять минут дать на него достойный ответ. Продумайте несколько вариантов ответа и выберите наиболее, на ваш взгляд, интересный. Затем вы зачитываете вопрос вслух и даете на него ответ. Не теряйте времени на поиски автора вопроса, важен ваш ответ. Может быть, именно сейчас мы поможем друг другу.

По окончании упражнения участники делятся своими впечатлениями. Как правило, оно производит хороший эффект. Кто-то наконец понял, в чем проблема, — в поиске ответа; кто-то и сам именно этот ответ приготовил, а услышав его же из других уст, убедился в своей правоте; у кого-то ушло беспокойство по поводу сложности вопроса, потому что ответ достаточно прост.

Вариант 2

Другой вариант этого упражнения назовем «Вопрос, на который вы так и не получили ответа». Схема проведения похожа на первый вариант, Только на карточках пишется вопрос, на который участники группы в разное время (возможно, в детстве, юности или недавно) не получили ответа от людей, которым он предназначался. Кроме вопроса на карточках, пишут, кому он адресован (родителям, другу, любимому человеку, недругу или начальнику). Отвечающий должен начинать ответ со слов: «Я отвечаю своему... (ребенку, другу и т.д.)».

Этот вариант имеет достаточно сильное психотерапевтическое воздействие, поэтому его необходимо проводить в уже продвинутой группе.

Вариант 3

По такой же схеме можно провести упражнение «Моя мечта». Члены тренинговой группы пишут на карточках то, о чем мечтают. Ведущий, как и в предыдущем варианте, собирает карточки, а затем снова раздает всем участникам. С этого момента каждый должен рассказать о мечте, написанной на карточке, как о своей. Упражнение дает возможность посмотреть на свою мечту со стороны, оценить возможности и пути осуществления. Этот вариант более мягкий и может проводиться как разогревающий.


Я И МОЯ РАБОТА

Ведущий. Наверняка каждый из вас часто задумывается о своей работе. Возможно, вы анализируете результаты своего труда, взаимоотношения в коллективе, думаете о значимости того, что вы все делаете, и т.д. Иногда в разговорах о работе для более эффективного восприятия другими того, о чем вы говорите, вам приходится прибегать к метафорам, создавать яркие образы. Как вы поняли, мы затронем тему работы. Упражнение проходит в три этапа.

На первом этапе мы попробуем создать художественный образ, картину работы. Возьмите лист бумаги, краски и кисти. В течение тридцати минут, представляя себя художником, создайте рисунок, на котором будет отображено все, что вы понимаете под своей работой, какой смысл вы вкладываете в это понятие, какое значение она для вас имеет. Обязательно найдите какой-то образ для себя и поместите на рисунке.

После того как эта часть работы будет сделана, мы перейдем ко второму этапу. Здесь вы объединитесь в пары и произведете обмен рисунками. Держа рисунок своего партнера, вы должны его внимательно рассмотреть и представить, что вы автор этого рисунка и вам предстоит рассказать другому человеку о своей картине. О чем вы расскажете? Как представите образ своей работы? Что скажете о себе и своем месте в картине? В парах, по очереди вы комментируете рисунки друг друга от первого лица. Когда задание будет выполнено, поделитесь впечатлениями о проделанной работе.

Третий этап — это групповое обсуждение, в процессе которого постарайтесь ответить на следующие вопросы:

Как продвигался творческий процесс?

Получили ли вы удовлетворение от работы?

Насколько понятным был для вас рисунок партнера?

Что вы чувствовали, когда выступали в роли другого?

Что удивило вас в этой работе?

Что она вам дала?

Упражнение всегда вызывает живой интерес у членов группы, они работают сосредоточенно и увлеченно. При обсуждении часто выясняется, что услышать обзор своего рисунка из уст другого и быть понятым почти в точности — вдвойне приятно. Правда, в первый момент происходит некоторое замешательство: кого-то смущает неумение хорошо рисовать. Поэтому ведущий в самом начале поясняет, что оценка профессиональных способностей художника исключена.

На одном из тренингов один участник ничего не нарисовал, сославшись на неумение это делать. Ведущий предложил ему представить, что он хорошо умеет рисовать, и попросил рассказать, что бы он в этом случае изобразил на бумаге. Участник описал голубое небо, яркое солнце, зеленое поле и множество цветов. Себя он представил широкой дорогой через поле, которой не видно конца. После рассказа ведущий попросил автора разрешить группе побыть им и прокомментировать его «рисунок». Он согласился. Группа прекрасно справилась с заданием. Сам автор «рисунка» был удивлен, растроган и удовлетворен проделанной работой. Этот пример показывает, что нельзя оставлять без внимания ни одного члена группы, чтобы не нарушить ее динамики.

Сколько участников, столько и видений. Некоторые рисунки схожи по содержанию, некоторые, наоборот, — совершенно противоположны. Почему все по-разному относятся, казалось бы, к очевидным фактам — это еще один повод для обсуждения. После обсуждения можно предложить группе создать общий рисунок, и, когда он будет готов, пусть каждый найдет свое место на рисунке и поместит туда свой образ. Если, после того как общий рисунок готов, кто-то не очень удовлетворен им, он может внести изменения, но только тогда, когда сумеет убедить группу в необходимости этого.