Вожатый, как лидер

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
X 9aba9c11m.jpg

Мы не можем вести детей дальше, чем дошли сами...


Вожатый! Будь лидером – веди воспитанников.

Лидером называют того, кто берет на себя ответственность в самый верный момент самым верным путем из самых верных побуждений. Возможно, самый большой страх, который испытывает неопытный вожатый в детском лагере, – это страх быть не принятым группой в качестве лидера. Есть несколько простых приемов, с помощью которых вожатый может завоевать уважение и доверие своих подопечных.


САМОКОНТРОЛЬ

Важнее всего – не пытаться контролировать своих воспитанников, но вести их. Есть только один действенный вид контроля – это САМОКОНТРОЛЬ. Контроль над другими разрушает группу, самоконтроль объединяет ее. Какие же формы самоконтроля применяет умелый вожатый?

  1. Он контролирует свое отношение к окружающим. Он принял решение установить личный контакт с каждым воспитанником и относиться к каждому из своих подопечных честно и справедливо.
  2. Он контролирует свои эмоции. Он сохраняет способность мыслить и поступать мудро даже тогда, когда утомлен, разочарован, потерпел неудачу или же, наоборот, возбужден и переполнен радостью. Настоящий лидер умеет использовать нужную эмоцию в нужный момент в нужной степени.
  3. Он контролирует свой язык. Вожатому, который находится на трудовом посту 24 часа в сутки, это нелегко. Если вы хотите не ранить своих подопечных, примите в своем сердце решение не критиковать, не судить и не сплетничать ни о воспитанниках, ни об их родителях, ни о других сотрудниках лагеря, ни о ком другом. Вместо этого примите в своем сердце решение поддерживать, хвалить и ободрять воспитанников, сотрудников лагеря и всех, с кем вам приходится общаться.
  4. Он контролирует свои мысли.
  5. Он контролирует свои желания.
  6. Он контролирует свои поступки.


САМОКОНТРОЛЬ: ВЫВОДЫ

Чтобы быть для своих подопечных лидером и вести их, нужно в первую очередь обрести власть над самим собой. Контролируя свое отношение к окружающим, свои эмоции, свой язык, свои мысли, свои желания и свои поступки, мы завоюем уважение и доверие своих воспитанников. Там, где есть взаимное уважение и доверие, процесс научения и воспитания пойдет успешно. Мы будем вести воспитанников, они будут следовать за нами. Они последуют за нами по своей собственной воле, ибо мы такие, какими они хотят стать.

Каждому вожатому необходимо утвердиться в том, что он находится в детском лагере с одной - единственной целью: служить другим людям. Если ты приехал, чтобы загореть, отдохнуть от работы или расслабиться, – ты в большой беде и можешь вовлечь в беду других. Если же ты приехал с единственным стремлением – отдать себя другим, ты преуспеешь.


СОВЕТЫ ЛИДЕРУ

Теперь, когда ты располагаешь доверием воспитанников, познакомься с несколькими советами, которые принесут тебе успех как лидеру.

  1. Дожидайся, пока тебя будут слушать. Попросив внимания воспитанников, дождись, пока они прекратят все занятия и разговоры, прежде чем начинать говорить.
  2. Во время беседы встань или сядь так, чтобы все твои подопечные видели тебя, а ты видел каждого из них.
  3. Говори так, чтобы каждый мог хорошо тебя слышать. Пытаться перекричать шум толпы, или громко играющую музыку, или гул пролетающего над головой самолета, или шум проезжающего автомобиля, или крики, доносящиеся из-за двери, бесполезно. Не пытайся это делать. Подожди, пока шум утихнет, даже если он прервал тебя на середине фразы.
  4. Используй подходящий тон голоса. Твой тон передает твои эмоции. Выбери такой тон, который наилучшим образом выразит то, что ты хочешь сказать.
  5. Не говори, если тебе нечего сказать. Тщательно обдумывай то, что хочешь сказать. Убедись, что твои мысли ясны тебе самому. Если необходимо, используй примеры, поясняющие то, что ты имеешь в виду. Старайся говорить кратко и по существу. Не разглагольствуй и не повторяйся – это утомляет.
  6. Учись слушать других и всегда давай воспитанникам возможность выразить свои чувства и мысли. Этим ты не только проявишь свое уважение к ним и дашь им почувствовать, что их мнение для тебя важно, но и сможешь узнать их поглубже.
  7. Сделай каждого воспитанника полноправным членом группы. Обращай внимание на то, как твои подопечные относятся друг к другу. Сделай так, чтобы каждый из них чувствовал себя в группе уверенно и в безопасности.
  8. Используй творческий потенциал – свой и своих воспитанников. Пусть твоя фантазия и фантазия твоих подопечных будут фонтаном идей. Пробуй то, что не было испробовано раньше. Конечно, ты должен оценить степень риска и принять все необходимые меры предосторожности, чтобы занятия ваши были безопасны и не выходили за рамки лагерных правил.
  9. Умей выразить одобрение. Когда воспитанник поступил правильно, похвали его за это. Он будет польщен твоим вниманием и в следующий раз поступит так же.
  10. Вовлекай всех и следи, чтобы каждый принимал участие. Учи своих подопечных делать что-то не потому, что им нравится это делать, а потому, что им нравятся люди, с которыми они делают это. Смысл жизни во взаимоотношениях, а не в симпатиях и антипатиях. Взаимоотношения строятся или разрушаются по причине того, что мы делаем друг с другом, друг по отношению к другу и друг для друга.
  11. Принимай решения. Быть милым и любезным недостаточно, необходимо еще и принимать решения. Чтобы принимать решения, требуется смелость. Чтобы принимать правильные решения, требуется мудрость. Решение, принятое слишком поздно или не принятое вовсе, приводит к беде. На тебе лежит ответственность за группу, поэтому ты должен принимать решения – большие и маленькие, днем и ночью. Решения, которые приведут твою группу к достижению целей лагеря. Лучше неправильное решение, чем никакого. Ты не всегда будешь принимать верные решения. Если ты принял неправильное решение, имей достаточно смирения, чтобы признать это, извиниться, если есть такая необходимость, и уверенно идти дальше. Воспитанники могут многое простить вожатому, когда видят, что он умеет признавать свои ошибки. Они будут помогать вожатому, который делает для них все, что может.
  12. Наблюдай за другими вожатыми. Ни один человек не знает ответов на все вопросы, поэтому учись у других вожатых. Наблюдай за тем, как они ведут своих подопечных. Обращай внимание на успешные лидерские решения и используй их в своей группе. Выявляй неэффективные методы руководства и избегай их использования. Оценивай собственные методы и приемы в сравнении с тем, что ты наблюдаешь на примере других, и корректируй свою практику лидера.
  13. Не устанавливай много правил. Везде, где люди собраны вместе, существуют правила. Но правил не должно быть слишком много. Хороший лидер опирается на честные и прямые взаимоотношения, а не на правила.

Итак, ты берешь на себя ответственность, контролируя не других, но себя самого. Цель самоконтроля – так очистить собственную личность, чтобы наши добродетели привлекали других людей. Самоконтроль помогает нам быть смиренными и освобождает нас для того, чтобы служить друг другу с любовью. Самоконтроль вдохновляет нас устанавливать правила поведения для себя самих. Он оберегает нас от того, чтобы устанавливать правила поведения для других. Каждый человек сам должен установить правила, по которым он будет жить. Мудрый лидер подумает дважды, прежде чем устанавливать правило для других.


Руководство подопечными

Natplytznq-e-hbujbidhr-xfwkm.jpg

ОБЩЕСТВЕННОЕ РУКОВОДСТВО

  1. Заранее выучи имя каждого воспитанника и умей его правильно произнести. Определи интересы воспитанников, узнай все об их семьях, установи, кто их друзья. Дай им чувство безопасности.
  2. Подружись со всеми воспитанниками и находи радость в общении с ними. Не делай их своими рабами, но сделай их своими друзьями.
  3. Поощряй развитие правильных взаимоотношений между воспитанниками, при которых все они пользуются равным уважением, всем предоставлены равные возможности и все несут равную ответственность.
  4. Наблюдай за каждым воспитанником и старайся обнаружить его духовные дары, сильные стороны и способности и помогай ему развивать их.
  5. Вдохновляй своих подопечных на то, чтобы быть открытыми и честными, доверять друг другу, помогать друг другу, стремиться к единству, стараться влиться в коллектив, а не обособляться от него, а также быть терпимыми и внимательными к чувствам и желаниям друг друга.
  6. Учи воспитанников дружить. Ни один воспитанник не имеет права испортить впечатление о пребывании в лагере другому воспитаннику или сотруднику.
  7. Поддерживай единство и согласие между всеми работниками лагеря и воспитанниками.


БЫТОВОЕ РУКОВОДСТВО

  1. Вместе с воспитанниками ежедневно убирай и приводи в порядок свои комнаты и прилегающие территории.
  2. Следи, чтобы каждый воспитанник соблюдал правила личной гигиены. Сообщай о любых отклонениях, болезнях и несчастных случаях медсестре или врачу лагеря.
  3. Неустанно ищи новые возможности внести свой вклад в успех всего лагеря..


АДМИНИСТРАТИВНОЕ РУКОВОДСТВО

  1. Прими на себя полную ответственность за каждого воспитанника с момента его появления в группе и до самого отъезда из лагеря.
  2. Будь человеком команды. Относись с уважением ко всем сотрудникам лагеря.


РУКОВОДСТВО АКТИВНЫМ ОТДЫХОМ

  1. Всегда участвуй в спортивных мероприятиях вместе с воспитанниками. Направляй их в ходе занятий спортом. Спортинструктор не отвечает за твоих подопечных. Он поможет тебе в организации спортивных мероприятий, но ответственным за воспитанников продолжаешь оставаться ты.
  2. Овладей как можно более широкими навыками в области организации активного отдыха. Выработай в себе положительное отношение к активному отдыху и умение организовать досуг воспитанников. Изучи правила техники безопасности и приучи себя неуклонно следовать им. Предотвращай несчастные случаи. Научись играть в различные игры и умей обучить им своих подопечных.
  3. Вместе с членами группы ежедневно планируй время активного отдыха и руководи воспитанниками в проведении запланированных мероприятий. Дай им новый опыт.
  4. Ежедневно руководи играми и активным отдыхом воспитанников. Научись быть для них тренером и вовлекать в игру каждого из них. Будь примером того, как строить взаимоотношение между людьми через занятия спортом.
  5. Следи, чтобы каждый член группы имел возможность участвовать во всех спортивных мероприятиях. Наблюдай за воспитанниками и хвали их за хорошее поведение, приложенные усилия и стремление к сотрудничеству.
  6. Учи воспитанников правильно использовать спортивный инвентарь и бережно обращаться с ним.


ЧЕТЫРЕ НАБЛЮДЕНИЯ О ДИСЦИПЛИНЕ

  • Руководство и поведение - Существует прямая связь между руководством и поведением. Чем лучше руководство, тем лучше поведение.
  • Взаимоотношения и дисциплина - Вожатый может начинать процесс дисциплинирования воспитанника только тогда, когда между ними установлены хорошие взаимоотношения.
  • Дисциплина и развитие - Развитие личности может происходить только в условиях дисциплины.
  • Дисциплинарные методы могут быть как правильными, так и неправильными - Плохое поведение имеет свои причины. Однако существуют способы, помогающие исправить плохое поведение. Цель этой главы – помочь тебе понять связь между методами руководства и поведением.

ПРИЧИНЫ ПЛОХОГО ПОВЕДЕНИЯ ВОСПИТАННИКА

  1. Непоследовательность вожатого.
  2. Неразрешенные конфликты в жизни вожатого.
  3. Недостаток руководства со стороны вожатого.
  4. Избыточное руководство: вожатый злоупотребляет контролем.
  5. Скука. Программа не соответствует возрасту воспитанника, чересчур напряженная или вялая, слишком много свободного времени, в программе мало разнообразия.
  6. Неуместные или ненужные правила.
  7. Отсутствие у вожатого опыта или мудрости.
  8. Неоправданные ожидания: не попал в группу с другом; не может делать в лагере то, зачем приехал.
  9. Дурное влияние: кто-то подталкивает его к плохому поведению. Возможно, один воспитанник угрожает другому.
  10. Межличностные конфликты.
  11. Недостаток отдыха.
  12. Неприятие со стороны других членов группы или вожатого.
  13. Домашние проблемы, которые беспокоят воспитанника.
  14. Плохое воспитание.
  15. Враждебность.
  16. Недостаток уважения к себе.


ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ДИСЦИПЛИНОЙ ВОСПИТАННИКОВ (ПРОФИЛАКТИКА ПЛОХОГО ПОВЕДЕНИЯ)

  1. Уважай своих воспитанников.
  2. Контролируй себя, а не других.
  3. Строй взаимоотношения с каждым воспитанником. Никогда не применяй дисциплинарных мер к воспитаннику (или кому-либо еще), если у тебя нет с ним взаимоотношений. Дисциплина без взаимоотношений приводит к бунту. Не заводи любимчиков. Развивай личные взаимоотношения со всеми воспитанниками, а не с избранными.
  4. Определи четкие границы. Воспитанники должны знать и понимать, чего от них ожидают. Они должны знать, каковы будут последствия, если они поведут себя вопреки этим ожиданиям. Правила хороши, когда их немного, когда они понятны, когда их объясняют заранее и когда добиваются их выполнения.
  5. Будь последователен. Воспитанники очень чутко относятся к проявлениям несправедливости. Наказав Андрея за сквернословие, ты должен применить такие же дисциплинарные меры по отношению к Ивану, если он тоже будет сквернословить.
  6. Бери ответственность на себя, руководи. Если ты не сделаешь этого, твое место займет один из воспитанников, а тебя захлестнет волна плохого поведения. Причиной этого будет только недостаток руководства с твоей стороны. У тебя всегда должна быть программа действий, с которой в удобный момент следует познакомить и воспитанников. Ты должен знать, чего хочешь добиться и как этого достигнешь. Твои воспитанники должны видеть в тебе авторитетного человека.
  7. Поощряй ответственность. Предоставь воспитанникам возможность вносить личный вклад в общее дело и принимать самостоятельные решения. Всегда, когда это возможно, предоставляй право выбора воспитанникам. Побуждай их предлагать свою помощь и давай им задания в соответствии с их способностями.


Пять основных потребностей личности

X 9f3e3e74m.jpg

Пять основных потребностей личности Мы становимся подобны людям, с которыми общаемся. Их личности отражаются в нашей личности. Роль вожатого в развитии личности его воспитанника состоит в том, чтобы дать ему:

  • УВЕРЕННОСТЬ
  • НОВЫЙ ОПЫТ
  • ЛЮБОВЬ
  • ПРИЗНАНИЕ
  • СИЛУ

У каждого из нас есть пять основных потребностей: потребность в уверенности, новом опыте, любви, признании и силе. Когда эти потребности восполняются, мы становимся гармоничными людьми.

КАК ПОМОЧЬ ВОСПИТАННИКУ ОБРЕСТИ ЧУВСТВО УВЕРЕННОСТИ

  1. Знай имя воспитанника и научись правильно произносить его как можно раньше.
  2. Обращаясь к воспитаннику, всегда устанавливай с ним зрительный контакт.
  3. Предупреждай воспитанника в почтительности. Всегда разговаривай с ним вежливо и с уважением. Никогда не допускай неуважительных слов и даже мыслей в адрес воспитанника.
  4. Выполняй все данные воспитаннику обещания и обязательства.
  5. Отстаивай его права, защищай его достоинство, заботься о его безопасности, а также обеспечь ему физический и эмоциональный комфорт:
    • не допускай кличек и насмешек в его адрес;
    • не позволяй одному воспитаннику осуществлять несанкционированный тобой контроль над другим;
    • увещевай воспитанника и корректируй его поведение, когда он угрожает другому воспитаннику;
    • побуждай каждого воспитанника выполнять свои обязанности по содержанию комнаты в чистоте и порядке и вносить свой вклад в созидание благоприятной атмосферы в группе.
  6. Бери ответственность на себя. Во всех обстоятельствах веди группу воспитанников, не подавляя их инициативы. Способствуй хорошему и предотвращай плохое.
  7. Применяй дисциплинарные меры с любовью: проявляй при этом уважение, самоконтроль и сострадание. Наказание используй для исправления дурного поступка, а не для того, чтобы расквитаться, отомстить или излить свой гнев.
  8. Всегда будь справедлив. Помни, что у подростка обостренное чувство справедливости и, если он посчитает, что ты или кто-то другой поступил по отношению к нему или к другому воспитаннику несправедливо, он воспримет это очень болезненно.
  9. Будь последователен. С первого дня установи в группе определенные правила и порядки и придерживайся их на протяжении всей смены.
  10. Из уважения к администрации лагеря соблюдай все установленные правила, даже те, с которыми ты не согласен.
  11. Радуйся каждому воспитаннику. Гордись им. Наладь с каждым воспитанником личные взаимоотношения. Говори ему обо всем хорошем, что ты в нем замечаешь.


КАК ДАТЬ ВОСПИТАННИКУ НОВЫЙ ОПЫТ

  1. Уважай воспитанника и радуйся ему. Это побудит его отвечать взаимностью. Радость общения, взаимное уважение, доброта и тактичность в поступках, стремление вовлечь других членов группы во все мероприятия лагеря – для каждого из семи твоих воспитанников это будет незабываемый опыт общения со сверстниками!
  2. При помощи упражнений на доверие подними взаимное доверие воспитанников на новый уровень.
  3. Направляй воспитанников. На собственном примере показывай им, как можно видеть в жизни хорошее.
  4. Исследуй окружающий чудесный мир: лес, море, реку, болото, ночное небо, тучи и многие другие загадки природы. Расширь их познания.
  5. Помоги воспитанникам сделать что-то, чего они раньше никогда не делали, и научи их делать это хорошо.
  6. Оглянись вокруг и постарайся увидеть, какие возможности для приобретения воспитанниками нового опыта таит территория вашего лагеря. Спроси своих подопечных, что хотели бы сделать они.


КАК ДАТЬ ВОСПИТАННИКУ ЛЮБОВЬ

  1. Тон твоего голоса должен передавать тепло, дружелюбие и доброту, и воспитанники услышат в твоих словах уважение и признание.
  2. Наладь личные взаимоотношения с каждым воспитанником. Расскажите друг другу о своих личных переживаниях, мечтах, о том, что вы цените и что вам нравится.
  3. Обращайся с воспитанниками так, как ты хочешь, чтобы они обращались с тобой.
  4. Развивай в себе способность наблюдать за воспитанниками, слушать, что они говорят, и делать выводы на основе своих наблюдений.
  5. Не суди их. Не допускай, чтобы их ошибки влияли на твое отношение к ним. Прощай их и признавай собственные ошибки.
  6. Важную роль играет физический контакт. Похлопай воспитанника по спине, сделай «дай пять!», пройди, держа его за руку, обними его, положи руку на плечо, поприветствуй крепким рукопожатием – все это знаки признания, одобрения и близости, уместные в подходящий момент и в подходящих обстоятельствах.
  7. Будь с ними и для них. Близость удовлетворяет эмоциональные потребности человека. Восполняй чувства воспитанников.


КАК ПОМОЧЬ ВОСПИТАННИКУ ОБРЕСТИ ПРИЗНАНИЕ

  1. Подмечай все хорошее, что делают твои воспитанники, и хвали их за это.
  2. Отмечай старание воспитанников.
  3. Признавай достижения воспитанников.
  4. Хвали за участие.
  5. Отмечай дни рождения.
  6. Признавай хорошее отношение.

Помоги каждому воспитаннику обнаружить, что у него хорошо получается, и скажи ему: «Молодец!». Ты увидишь, как возрастет его чувство собственного достоинства, желание следовать за тобой и помогать тебе.


КАК ПОМОЧЬ ВОСПИТАННИКУ ОБРЕСТИ СИЛУ

  1. Допускай и поощряй разнообразие мнений.
  2. Посоветуй им составить правила вашей группы: критерии чистоты и порядка, что можно и чего нельзя делать во взаимоотношениях друг с другом, порядок приглашения и приема гостей, правила совместной работы.
  3. Давай им возможность принимать решения: в какую игру играть, чем заниматься в свободное время, каков будет порядок отхода ко сну.
  4. Наделяй их ответственностью.
  5. Предоставляй им возможность проявить себя в качестве лидера. Не проводи сам тех мероприятий, которые могут организовать и провести твои подопечные.
  6. Учи их идти на обдуманный риск.
  7. Поощряй самовыражение и изобретательность. Учи их мечтать, ставить цель, составлять план и выполнять его.

Сила личности проявляется в здравом чувстве уверенности и контроле над собой. Этой силой нужно управлять. Имей достаточно смирения, чтобы позволить воспитанникам сделать что-то самостоятельно. Имей достаточно мудрости и не стой на их пути, чтобы они могли вырабатывать собственные идеи; но всегда будь готов прийти на помощь, чтобы у них не опустились руки или они не попали в глупое положение. Если же ты будешь довлеть над ними, настаивать, чтобы они всегда ждали твоих указаний, они впадут в уныние, депрессию и будут чувствовать себя неудачниками. Контроль над другими людьми разрушает взаимоотношения и препятствует достижениям.

Если ты будешь руководить своей группой так, чтобы были восполнены потребности каждого воспитанника в уверенности, новом опыте, любви, признании и силе, – ты можешь стать их героем. Они будут любить то, что любишь ты. Они будут тебя уважать. Они будут тебя слушать. Они научатся любить. Многие из них оживут духовно и будут являть пример во взаимоотношениях с окружающими.

Взаимоотношения – это то, что происходит (или не происходит) между людьми. Мы говорим о хороших взаимоотношениях и о плохих взаимоотношениях. Когда нашим поведением управляют ненависть, чувство вины, ожесточение, эгоизм, гордость, враждебность, зависть, неверность и своеволие, мы строим плохие взаимоотношения. Когда же нашим поведением движет любовь, мир в душе, всепрощение, бескорыстие, смирение, доброта, щедрость, преданность и послушание, мы создаем хорошие взаимоотношения.


От разума к сердцу

X b2fb1cf3m.jpg

Если ты хочешь чему-то научить воспитанников, ты должен понимать, каким образом они усваивают знания.

  1. Путь к добродетельной жизни ребят в лагере лежит через признание ими своего вожатого в качестве авторитета. Мы должны основывать на этом свои мысли и поступки. И мы должны полностью отдавать себя исполнению этого принципа.
  2. Воспитание требует полного посвящения. Запомни этот принцип. Быть вожатым вполсилы - значит не быть вожатым вообще. Когда ты примешь решение полностью и более не пожелаешь ничего иного, - тогда празднуй посвящение. Праздник посвящения - лишь малый этап того пути, которым второй принцип обучения и воспитания переходит из твоего разума в твое сердце. То, что в сознании нашем, мы можем забыть, но то, что в нашем сердце, становится нашим естеством. И тогда мы сами стремимся поступать так, а не иначе, и нам не нужно напоминать об этом. Наши поступки выявляют нашу сущность, показывают, каковы мы в действительности. Ты, конечно, спросишь: <Что же я должен делать, чтобы превратить сознательно принятую мной истину в частицу моих эмоций, сердца и воли?> Ответить на этот вопрос просто, выполнить же нелегко. Просто будь хорошим Человеком.
  3. Дети учатся, глядя на нас. Из этого сделать следующие выводы:
    (А) Лучше всего дети учатся, наблюдая за взрослыми. Система ценностей ребенка и его постоянные привычки формируются под влиянием примера взрослых и того отношения к себе, которое он видит со стороны взрослых.
    (Б) Где бы мы ни были и что бы мы ни делали, всегда можно найти подходящее место и время для того, чтобы являть собой пример для ребят. Многие люди думают, что лучшее место для воспитания детей - официальное заведение: школа или еще что-нибудь. На самом деле это не так. Самое большое влияние мы оказываем друг на друга, находясь в непринужденной обстановке. Занимаясь своими обычными ежедневными делами, мы показываем, каковы наши ценности, приоритеты, личностные качества и взгляды. Когда мы живем по вере, мы являем ее окружающим в каждой жизненной ситуации и тем самым учим ей наших детей. Дети видят, как мы переживаем успех и неудачу, справедливость и несправедливость, как мы работаем и как отдыхаем, каковы мы в гневе и в радости, как мы распоряжаемся свободой и как реагируем на ее ограничение. И они впитывают наш стиль жизни. Об этом очень хорошо сказано в стихотворении <Что ребенка окружает, тому он и учится>. Тебе полезно будет выучить это стихотворение.
  4. Истина должна быть выражена словесно. За нашими поступками должна следовать рефлексия нашей деятельности. Мы должны хранить наши принципы в своем сердце. И речь идет не только о правилах человеческого общежития. Речь идет обо всем, что для нас, сознавая нас. Умение ловить и использовать <обучающие моменты>, умение заговорить о общечеловеческих принципах в связи с только что происшедшим событием, - это искусство, которое приходит к нам, когда мы поступаем по духу своих принципов.
  5. Успеху обучения способствуют наглядные пособия. Дети учатся тому, что они слышат и видят. Предметы, которые украшают стены нашего жилища и наши тела, подтверждают то, во что мы верим, в кого мы верим, что движет нами, на кого мы стремимся походить. Мы должны помнить об этом тогда, когда надеваем украшения или футболки с надписями и украшаем комнаты. Ребята просто подражают поведению своих вожатых. Утаить свою сущность от детей невозможно. Достоинства вожатого часто становятся достоинствами его подопечных, а его слабости - их слабостями. Вожатый, который проявляет уважение к воспитанникам, учит и их уважать друг друга. Вожатая, которая уклоняется от участия в игре в волейбол, учит непослушанию и своих воспитанниц. Вожатая, которая помогает своим подопечным, учит и их помогать друг другу. И так - каждый день, начиная с той минуты, когда ты встаешь утром, до самого вечера, пока ты не ляжешь спать. Порой ты будешь поступать так совершенно естественно, не задумываясь, иногда же - основательно поразмыслив о том, как следует поступить в данном случае.

Резюмируя - Поведение подопечных в большой степени определяется поведением их вожатых.

Что делает хороший вожатый, чтобы помочь общечеловеческим ценностям перейти из разума воспитанников в их сердце?

  1. Соблюдает их сам всем своим сердцем, всей душой и всеми силами своими.
  2. Объясняет жизненные принципы применительно к любой и каждой жизненной ситуации.
  3. Во всем являет пример следования этим принципам. Он действует и учит тому, что озвучил.
  4. Использует внешние атрибуты в своей одежде и в убранстве своего жилища в напоминание себе и другим об этом.


Я слышу, и я забываю.
Я вижу, и я запоминаю.
Я делаю, и я понимаю.


Вопросы для изучения и обсуждения

  1. Как перенести свои общечеловеческие принципы в свой разум?
  2. Что позволяет перенести их из разума в сердце?
  3. Как ты можешь приготовить свою комнату в лагере к приезду воспитанников, чтобы исполнить принципы воспитания?
  4. Кто из взрослых повлиял на тебя, когда ты был ребенком? Как они повлияли на тебя? Что они делали?



X f6fe2e57.jpg

ЧТО РЕБЕНКА ОКРУЖАЕТ, ТОМУ ОН И УЧИТСЯ

Если ребенок живет в окружении критики,

Он учится осуждать.

Если ребенок живет во враждебном окружении,

Он учится враждовать.

Если ребенок живет в окружении насмешек,

Он учится быть замкнутым.

Если ребенок живет среди тех, кто его обвиняет,

Он учится комплексовать.

Если ребенок живет в обстановке терпимости,

Он учится быть терпеливым.

Если ребенок живет, получая ободрение,

Он учится уверенности.

Если ребенок живет среди тех, кто хвалит его,

Он учится ценить других сам.

Если ребенок живет в обстановке беспристрастности,

Он учится быть справедливым.

Если ребенок живет, имея чувство безопасности,

Он учится доверять.

Если ребенок живет, чувствуя одобрение,

Он учится уважать себя.

Если ребенок живет в обстановке дружбы и добра,

Он учится видеть в мире любовь.


Самый лучший вожатый не тот, который умеет говорить умные и добрые вещи. Лучший вожатый - тот, который умеет создавать умный и добрый образ жизни. Слова можно пропустить мимо ушей, а образ жизни переменит любого.

Необходимые качества для Вожатого:

  • Способность деликатно руководить группой детей в быту, дороге, спорте. Умение и ЖЕЛАНИЕ чутко, внимательно и терпеливо решать детские проблемы.
  • Личный успех в предлагаемой детям деятельности либо непоколебимая вера в собственную успешность.
  • Общечеловеческая внятность. Это способность оперативно, инициативно и результативно действовать в интересах детей в любой ситуации.
  • Терпение, терпение, и снова терпение - главное качество любого педагога. Сохранять спокойствие, уравновешенность, бодрость в любой ситуации, безмерно любить детей даже в тот момент, когда они этого совсем не заслуживают.
  • Уверенность в себе, находчивость. Умение быстро найти выход из любого трудного положения.
  • Яркость натуры. Помогает завоевать уважение детей.
  • Не быть ребёнком. Психологи выделяют несколько состояний человеческого я: Ребёнок, Взрослый, Родитель. Вкратце: взрослый - мыслит здраво и трезво, способен пожертвовать своей мелкой радости ради общего блага. Ребёнок - капризный, эгоистичный думает лишь о своей радости. Увы, зачастую неопытные вожатые едут в лагерь с детскими мотивами. Вы должны сделать всё, чтобы принести радость детям, и уже через это получить своё море положительных эмоций. При этом вожатому необходимо быть ребёнком в плане активности, фантазии, умения понять детей. Вожатый - это рыцарь детства, который служит ему, но не впадает в него.