Взаимодействие вожатого с детьми

Материал из Летний лагеря
Перейти к: навигация, поиск
031m.jpg

Одной из самых часто встречающихся педагогических проблем в лагере, особенно в первые несколько дней пребывания, является завоевание авторитета перед отрядом и умелое его использование. Очень часто бывает, что из-за пассивного поведения вожатого в начале смены, отряд (особенно, если в нем присутствуют дети, неоднократно ездившие в этот лагерь ранее, чувствующие себя, что называется, «дедами») начинает «разбалтываться», не воспринимать в серьез его просьбы и требования. Это чревато полной потерей контроля над детьми и всеми вытекающими отсюда последствиями.

С другой стороны, очень важно не удариться в другую крайность – ведь если добиваться подчинения ребят любыми методами, используя повышение голоса (хотя совсем без этого - не обойтись) и/или, еще хуже, физическое воздействие, то кроме озлобленности в твою сторону и замкнутости по отношению к тебе, очень трудно добиться каких-либо результатов. Так как же организовать в отряде дисциплину, при этом, не распустив отряд и, в то же время, не задавив его «армейскими» порядками? А ведь кроме дисциплинарного момента есть еще и масса других, таких как микроклимат отряда, сплоченность коллектива, доверие и откровенность между вожатыми и «пионерами» и много других.

Для начала, очень важно сформировать мотивацию пребывания в отряде у детей. А также дать понять им, что их отдых в лагере напрямую и, в первую очередь, зависит от вожатых. После этого необходимо объяснить им, что отряд – это единое целое и чем быстрее они научаться оправдывать этот статус, тем быстрее смогут добиться успехов. Далее обязательно нужно ввести, каким бы жестким это ни казалось, систему «проступков и санкций», то есть систему, которая в равной степени будет касаться каждого и, при нарушении дисциплинарных моментов, справедливо и в равной степени для каждого предусматривать свое наказание. Здесь следует отметить, что чем более старший отряд находится у тебя в подчинении, тем более жесткой должна быть эта система.

Таким образом, у детей уходит ощущение, что их наказывают непосредственно вожатые. Появляется чувство ответственности за свои поступки, так необходимое в будущем любому человеку и, мягко говоря, не мешающее во время пребывания в лагере.

Тем не менее, особенно в начале смены, очень важно закрепить дисциплину и добиваться уважения к себе как к вожатому, хотя подлинный авторитет возможно завоевать у детей гораздо позже и только тогда, когда появятся совместные цели и интересы со всем отрядом. Не даром все лагерные методисты советуют первые 3-4 дня держать детей «в ежовых рукавицах», а уже потом потихоньку отпускать. Если кратко подытожить всё вышесказанное, то необходимо просто в правильных пропорциях сочетать воспитание «кнутом и пряником» и не забывать, что каждый ребенок – это личность и индивидуальность и осуществлять работу с учетом этих неписанных правил.

В общении с детьми вожатые часто впадают в крайности, т.к. не знают, как себя вести, какую позицию по отношению к детям занять. Лучше всего встать в позицию старшего товарища. Не забывайте, что вы уже взрослый человек, просто очень молодой. Попробуем нарисовать портрет вожатого. Какой он?

Доброжелательный. Каждый ребенок в отряде должен быть уверен в хорошем к себе отношении. Ни в коем случае нельзя 'воевать' с детьми, уходить от конфликта вожатый должен всеми способами. И, конечно же, ребенок должен чувствовать со стороны вожатого уважение к себе.

Внимательный и тактичный. Как легко может обидеть ребенка взрослый человек недостаточным вниманием. Своим вожатым должен вас считать каждый ребенок в отряде, а не только ваши любимцы. Постарайтесь уделить внимание каждому, независимо от ваших личных симпатий и антипатий. Но не стоит без приглашения вторгаться в жизнь ребенка, в его взаимоотношения с другими людьми, в его внутренний мир. Важнее заслужить это приглашение.

Требовательный. Не бойтесь требовать, если ваши требования разумны. Дети это поймут и примут. У 'добреньких' вожатых дешевый авторитет.

Справедливый. Не забывайте, что у ребенка есть своя точка зрения. Мало просто самому считать, что поступаете правильно и справедливо, надо, чтобы и ребенок это понимал. Убедите его в этом, и вам будут верить.

Искренний и честный. Степень откровенности с детьми вам поможет определить чувство меры и осознание разницы в возрасте. Но дети очень чутко чувствуют фальшь. Поэтому, если затрудняетесь ответить на какой-то вопрос или дать какое-либо обещание, лучше не делайте этого.

Бодрый и жизнерадостный. Ваши проблемы не должны касаться детей. Вожатый должен быть эмоциональным и энергетическим аккумулятором для своих детей.

Терпеливый и сдержанный. Множество вопросов, детские проблемы, которые вам могут показаться несущественными, необходимость все повторять несколько раз - все это может вывести из себя, если себя не сдерживать. Вожатый не имеет права не срыв. Дети видят, слышат, думают, понимают и действуют по-своему. К этому надо приспособиться.

Вот он какой, вожатый. И дети уважают и любят его, гордятся им и чувствуют себя рядом с ним свободно и уверенно. Симпатичная картинка!


Если всё вышеперечисленное будет вам по силам, то и результат не заставит себя ждать. Ведь лагерь – это чуть ли не единственное место, где можно за столь короткий срок не только попробовать на практике свои педагогические способности и таланты, но и почувствовать от этого очень мощную отдачу. Которая будет выражаться в тепле и привязанности к тебе детей, находящихся у тебя в отряде, а возможно, и искренней любови и уважении – если суметь их заслужить.


И еще... Ненавязчиво, но настойчиво вы должны следить за такими вроде бы очевидными моментами (это касается любого возраста):

  • по утрам необходимо чистить зубы, умываться;
  • мыть руки надо, если вы вышли из туалета, перед каждым приемом пищи, после спорта, трудового десанта, а вообще, чем чаще, тем лучше;
  • вечером, перед сном, следует мыть ноги;
  • мыться в душе следует хотя бы раз в два дня (можно без мытья головы, а если ребенок говорит, что у них в семье это не принято, было бы неплохо еще на медосмотре узнать так это или нет);
  • одеваться надо по погоде, чисто и опрятно, не забывать расчесываться;
  • грязную одежду можно складывать в мешок (подарок родителям в родительский день), можно попробовать самостоятельно постирать, а вообще в корпусе есть стиральные машины;
  • расстилая или застилая кровать, необходимо стряхнуть простынь (летом у детей песок даже в ушах);
  • все дырки, прорехи, оторванные пуговицы можно пришить с помощью нитки и иголки, все когда-то учились с нуля;
  • промокшие во время дождя или купания вещи и влажные банные принадлежности не надо запихивать в шкаф (не важно, был или не был санобход);
  • если таких вещей много, натяните веревку через отрядное место, если не очень много, повесьте вещи на дверцы шкафа, батареи;
  • уборку в палатах надо производить дважды в день (подметание), ну а влажную уборку проведут уборщицы;
  • не забывайте, что медицинскую помощь должны оказывать врачи, если вам кажется, что ребенок болен, лучше перестраховаться и сводить его в медпункт;
  • если дети на три недели оторваны от родителей, это не значит, что они не должны умываться, расчесываться и следить за собой. Кроме вожатого, о детях позаботиться некому – помните об этом.


Вместо заключения…

Отношения между детьми и вожатым строятся на взаимном доверии и уважении, необходимо дать детям чётко понять, что вожатый не дружок, с которым можно общаться, как вздумается, но и не жестокий надзиратель, которого нужно бояться. Вожатый это старший товарищ, к которому можно придти за советом или помощью и обязательно её от него получить.



A aa2de087.jpg

И еще смотрим также...

  1. Особые навыки руководства группой
  2. Восьмой стиль педагогического общения
  3. Функции и роли вожатого
  4. Мужские правила
  5. Женский взгляд
  6. Манипуляция или влияние
  7. Детская тайна и преемственность ожиданий
  8. Типы мотиваций в лагере
  9. Психология отношений
  10. Социограмма группы
  11. Техника индивидуальной беседы с ребенком
  12. Управляющие отношения с подопечными
  13. Делегирование от вожатого детям
  14. Манипулирование и мотивация
  15. Тактика взаимодействия
  16. Как общаться с подростком
  17. Упражнения для оптимизации общения вожатого с детьми
  18. Методы социального влияния
  19. Рекомендации по управлению группой
  20. Советы по работе с трудными подростками
  21. Способы организации творческого дела
  22. Ключи к подростку
  23. Метод взаимодействия
  24. Что мешает вожатым эффективно управлять подопечными
  25. Правила эффективной мотивации
  26. Образ отряда
  27. Жизнь после лагеря
  28. Методы воспитательного воздействия
  29. Типовые сценарии поведения: интерпретация скрытых мотивов
  30. Управление поведением ребенка
  31. Дружба и групповая динамика
  32. Ребенок есть личность
  33. Теория многоуровневой привязанности
  34. Взаимодействие с детьми младшего отряда
  35. Советы для построения эффективных взаимоотношений
  36. Шесть каналов убеждения
  37. ЗБР (зона ближайшего развития) и приемы выдающихся вожатых
  38. Эффективный управленческий контроль, ключевые правила
  39. Лидерство и руководство вожатого
  40. Кредо взаимоотношений


Дополнительно