Веревочный курс – тренинг формирования команды

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску

Веревочный курс – тренинг формирования команды.

«Веревочный Курс» — технология формирования команды и развития лидерства. Она предусматривает преодоление интеллектуальных и эмоциональных и физических препятствий для улучшения навыков работы в команде и отношений внутри коллектива.

В тренинге командообразования «Веревочный курс» переплетаются четыре составляющих:

  1. внешняя (практика туристических игр);
  2. внутренняя (методология социально-психологического тренинга (CПТ);
  3. личность самого тренера;
  4. команда, проходящая тренинг.

Внешняя составляющая направлена в основном на формирование командного духа (Team Spirit). Она также создает предпосылки для развития оп­ределенного класса командных умений и навыков (Team Skills), которые формируются в основном методами социально-психологического тренинга.


Внешняя составляющая «Веревочного курса»

Основана на практике туристических игр. Их особенностью является наличие всех основных свойств туристического похода – активность действий, выход за рамки обычного, эмоциональные переживания, интерес, ожидание неизвестного, готовность к открытию, яркость восприятия и ощущений. По своей структуре, они являются модельными вариантами путешествий, которые начинаются в пункте «А» и заканчиваются в пункте «Б». Между этими пунктами созданы некоторые препятствия, которые имитируют различные проблемные и неопределенные ситуации.

Упражнения носят несколько необычный характер, кроме того, они имеют несколько вариантов прохождения. Таким образом, характер предметно-практических задач, решаемых группой, кардинально отличается от всего предыдущего опыта. При вырабатывании стратегии прохождения упражнения, участники находятся в ситуации неопределенности, принятые решения не являются догмой. Мы имеем дело с ситуацией, когда каждое из решений для участников имеет равную ценность и вероятность выполнения упражнения.

Все это способствует переформированию групповой структуры и сохранению гибкости иерархии в процессе тренинга. В случае, если мы имеем дело с паритетной группой, где отсутствует формальное разделение начальник-подчиненный, активизация статусной борьбы повышает эффект тренинга. Такой эффект возникает благодаря созданию значительного потенциала для проявления участников, которые в других моментах находятся на второстепенных ролях.

При таком ведении тренеру нужно быть чутким, чтобы управлять процессами лидерства с первых минут. Особенно внимательным стоит быть, если тренинг командообразования происходит в группах с разным статусом в пределах границ и функций группы. Такие малые группы принято называть непаритетными. Классическим примером непаритетных групп являются фирмы, армейские подразделения, государственные структуры. В них существующая иерархия и структура является ключевой для формирования управляемости системы. В связи с этим любые нарушения отношений начальник-подчиненный могут плохо отразиться на реальной продуктивности команды, привести к уходу одного из членов команды. С другой стороны, допустима небольшая интервенция на уровне горизонтальных отношений, если тренер считает, что это способствует проявлению участников.

Для создания внутренней составляющей в тренинге необходим СПТ-подход. Он выравнивает ситуацию и превращает веселые старты в тренинг формирования команды, с глубокой личностной проработкой вопросов совместной или командной деятельности. Навыки работы с групповой динамикой позволяют тренеру в полной мере реализовать учебную задачу.

Большинство упражнений построено так, что их сложно выполнить в одиночку, или это связано с серьезными физическими усилиями. Само выполнение является созданием специфического совокупного продукта, который возникает в результате конкретных предметно-практических действий участников. Они, в свою очередь, возникают благодаря целенаправленным действиям участников по согласованию усилий, которые в теории социально-психологического тренинга (СПТ) принято называть социальными действиями. Таким образом, мы имеем совокупный продукт, возникший благодаря сотрудничеству.

В «Веревочном Курсе» используются все базовые методы СПТ, к которым традиционно относят:

  • групповую дискуссию;
  • игровые методы;
  • экспириенциальные игры;
  • психогимнастические упражнения.


Третья составляющая – это тренер.

Именно подготовленный тренер является ключевым компонентом получения результата. «Веревочный курс» требует повышенного внимания и квалификации из-за активного характера упражнений. Глубина переживаний участников также требует определенных навыков работы. Ведущий должен быть максимально чутким и понимающим состояние участника. Такие навыки приходят лишь благодаря личному опыту прохождения тренингов и опыту работы с группами, пониманию процесса групповой динамики.

Начиная с первых, психотехнических упражнений, тренер постепенно настраивает группу на необходимость более тесного сотрудничества для выполнения поставленных заданий. Постепенно повышая сложность упражнений, он увеличивает чувство сплоченности в группе.

В то же время для выполнения упражнения всей командой требуется определенный уровень межличностного или командного взаимодействия. Так, необходим достаточно высокий уровень сплоченности группы.

Сплоченность можно определить как тотальное поле сил, заставляющих участников оставаться в группе, взаимное тяготение членов группы друг к другу.

Такие упражнения являются основным инструментом создания командного духа (team spirit). Именно командный дух, а точнее повышение уровня сплоченности является первой задачей тренера. Сплоченность здесь выступает и как цель тренинга, и как необходимое условие успешной работы.

Групповая сплоченность — это показатель прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе, характеризующийся взаимной эмоциональной притягательностью членов группы и удовлетворенностью группой.

Общий эмоциональный фон, созданный при коллективной победе, и преодолении отдельных упражнений является залогом формирования чувства сплоченности в команде. Благодаря прохождению низких упражнений в группе формируются навыки выработки, принятия и реализации решений.

Высокие упражнения проходят на высоте более 10 метров с использованием специального снаряжения. Упражнения направлены на формирование чувства эмоционального единства с командой, а также на визуализацию персональной либо командной цели. При поддержке команды, участники преодолевают чувства страха. Благодаря этому включаются внутренние механизмы, которые способствуют значительному расширению внутреннего потенциала участников.

«Веревочный курс» относится к разряду неструктурированных тренингов и требует значительного умения работать с групповой динамикой. Преимущество тренера состоит в том, что он постоянно учится работать с группой. С помощью компоновки экспириенциальных игр и активных упражнений можно создавать программы разной направленности – на развитие определенных ресурсов и/или способностей группы, на внедрение ценностей или стандартов групповой работы, на формирование навыков, на создание яркого опыта успешной совместной работы и т.д.

Таким образом, открытая структура позволяет тренеру, в зависимости от конкретной учебной задачи и развития групповой динамики, свободно акцентировать внимание на предметно-практических либо социальных действиях.

Пересечение туристического подхода и подхода СПТ также можно найти в самой специфике упражнений. За счет постоянного использования упражнений, выполнение которых в одиночку является невозможным, тренер формирует у участников ощущение эффективности совместных действий, которые приводят к результатам недостижимым для индивида.


Команда.

Очень много зависит от нее. Можно сказать, что все и даже больше. Какой совершенной не была бы технология, выдающийся гений-тренер, точно подобранные упражнения, НО:

Если команда не готова, не хочет, саботирует, не проявляет личностное отношение, скрывает внутренние конфликты , не хочет анализировать, не собирается меняться, не готова следовать правилам, сопротивляется тренеру…

Команда может помогать, так и искажать. Создавать что-то или разрушать, и тогда деньги заказчика потрачены даром.

Это на самом деле делает команда.


Использование принципов социально-психологического тренинга (СПТ) в Веревочном курсе

Веревочный относится к частному случаю социально-психологического тренинга (СПТ). Основная цель СПТ — повышение компетентности в общении. Задачи, которые, в основном, ставятся на тренинг «Веревочный курс» связаны с командным духом и/или с развитием командных навыков. И то, и другое базируется на умении эффективно общаться. Поэтому при проведении тренинга, я опираюсь на методологию и принципы социально-психологического тренинга (СПТ). Эти принципы рассмотрим с точки зрения применения к «Веревочному курсу»:

Принцип активности реализовывается самой спецификой программы, так как тренинг команды предусматривает, что вся команда принимает участие в процессе.

Принцип исследовательской творческой позиции участников группы, реализовывается характерной проблематикой упражнений. На первый взгляд они часто кажутся детскими и легко выполнимыми. В таком случае первые неудачи становятся определенным вызовом для каждого, что автоматически приводит к включению участников в работу команды. В случае, если упражнение кажется невозможным, опять таки включается азарт и желание сделать невозможное.

Принцип объективации поведения реализовывается с помощью специфической работы тренера, как, например, акцент на я-послании во время рефлексии. Неформальная обстановка, работа с невербальной коммуникацией и пространством позволяют тренеру создать обстановку близости между участниками. Существующая структура группы становится менее жесткой, что позволяет более откровенно описывать проявления других участников.

За счет создания ситуаций, в которых нет однозначного решения, искусственной смены ролей при выполнении упражнения, тренер стимулирует повышенный групповой познавательный процесс. Теперь, когда нет однозначно правых и однозначно неправых, наступает время выслушать все точки зрения и принять решение, которое максимально соответствует поставленной цели.

Характер упражнений веревочного курса таков, что сильные стороны участника в другом упражнении могут превратиться в его слабости. Крепкий и тяжелый парень, передающий хрупких девушек, может оказаться «слабым звеном» при прохождении упражнения «вертикальная паутина». Таким образом реализовывается принцип партнерского общения. Участники понимают, что недостаток легко может стать ресурсом в иной ситуации, поэтому необходимо учитывать интересы, чувства другого участника, признавать его мнение и личность.

Принцип безопасности является ключевым во время проведения всей программы. Причем, кроме психологического аспекта, традиционного для СПТ, в веревочном курсе весьма важным является аспект физический.

Единственный специфический принцип веревочного курса, который не присутствует в социально-психологическом тренинге – это принцип отсутствия соревновательности. Очень важно, чтобы все происходящее не воспринималось как соревнование с другой командой. Основой соревнования является обычно установка выиграть (не проиграть). Если участники не сравнивают себя с другими командами, они могут сконцентрироваться на достижении 100% результата, а не «кто быстрее». Это в первую очередь – возможность работать над повышением личной эффективности и эффективности командного взаимодействия.


Как сделать Веревочный курс полезным

Если спросить у человека, который видел «Веревочный курс», как это можно назвать одним словом? То он ответит – «Игра».

Когда мы проводим тренинги, во вступительном слове координатор программы тоже рассказывает участникам, что сегодня они будут играть. Их ждет большая игра под названием «Веревочный курс». Далее следует небольшой спич про игру, про то, как можно играть и т. д.

Тогда в чем разница между программой «а-ля веселые старты» и тренингом формирования команды?

Когда мы играемся, акцент делается на прохождении разных заданий/упражнений/препятствий (получение личного опыта делания).

Когда проводим тренинг, добавляется внимание к осознанию участниками пережитого опыта и осмысление полученных знаний. Мы приходим к использованию модели обучающего цикла Колба.

Четыре стадии модели (или цикла) Колба можно представить следующим образом:

  1. Получение непосредственного опыта.
  2. Наблюдения и размышления (рефлексия полученного опыта).
  3. Осмысление новых знаний, возведение на уровень абстракции, теоретическое обобщение.
  4. Проверка новых знаний (активное экспериментирование) и самостоятельное применение их на практике.


Как это происходит в тренинге «Веревочный курс»:

Команда приходит на упражнение (иногда прибегает с криками и гиканьем ). Тренер рассказывает условия, дает задание и вводит правила, и команда приступает к работе. Они могут сразу начать делать. Могут сначала обсудить, выработать план действий, попробовать и только потом приступить к выполнению. И во время тренировки, и во время выполнения, они получают опыт совместной деятельности (первая стадия).

После выполнения (не важно - выиграли или не выиграли), тренер выступает в роли фасилитатора, и помогает участникам проанализировать полученный опыт (вторая стадия). Поговорили, обсудили.

Мягко переходим к третьей стадии – к небольшому информационному блоку (от 3 до 7 минут), который позволяет участникам связать полученный опыт с некоторыми концепциями работы в команде. Опять же, что давать — зависит от целей тренинга, проговоренных уроков, групповой динамики. Как пример:

  • Способы принятия решений в команде;
  • Критерии эффективной команды;
  • Коммуникационный процесс, элементы и этапы;

Участники получили новую информацию, или структурировали уже известную, соотнесли с озвученными уроками/переживаниями, и наступает четвертая стадия – активное экспериментирование. Проверка новых знаний в деле. Мы переходим к следующему упражнению, и цикл начинается сначала:

Получение опыта – осознание – концептуализация – эксперимент.

Процесс обучения протекает циклически — до тех пор, пока не сформируется требуемый навык.

Таким образом, времяпровождение становится полезным. За один день сделать команду эффективной не получится, но опыт совместных побед и их анализа участники получат. Остается малость – внедрить.