Большая ситуационная игра

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску

Fasdsdgfgd35m.jpg

Теперь определимся с понятием «ситуационная игра». Если к вышеприведенному определению добавить «решающая конкретные психологические задачи», то это и будет «ситуационная игра». В ней можно выделить две основные группы:

— игровые упражнения, которые выполняют прикладные, частные функции (снятие напряжения, концентрация внимания и пр.);
— собственно ситуационные игры, которые решают обучающие и развивающие задачи.

Ну и наконец, мы подошли к определению большой ситуационной игры, которое тоже логично вытекает из предыдущих определений.

Итак, большая ситуационная игра — это символическая деятельность, которая моделирует и преображает реальность, отличается высокой степенью спонтанности и свободы, но протекает в рамках четко заданных правил. Реализуется как в группе, так и индивидуально, решает конкретные психологические задачи, работает с личностью как целостной структурой и имеет своей целью индивидуацию личности через осознание человеком актуального жизненного опыта. Для того чтобы формальное определение обрело суть, рассмотрим основные понятия, которые это определение составляют.

Возьмем понятие «индивидуация». Мы употребляем его в классическом определении К.Г. Юнга.

Индивидуация имеет два этапа:

— переживание себя как отдельного индивида: «Я» — «не Я» (этот этап человек переживает в раннем детстве, и мы не работаем с ним в БСИ);
— познание бездонных глубин психики, прыжок в неизвестность, достижение трансформации своего «Я».

Путь индивидуации, по Юнгу, — это путь героя, который проходит определенные испытания с целью слияния со своим истинным «Я» или еще более высоким уровнем — некой высшей субстанцией. Метафорично этот путь очень четко проявляется в мифологии. Хотя, если брать по сути, то современные блокбастеры — это то же самое. Путь героя в голливудском боевике тот же, что и путь мифологического Геракла. И, читая книгу или смотря фильм, мы в общем-то проживаем путь этого героя.

Возникает вопрос: зачем же тогда делать большие ситуационные игры, когда можно индивидуализироваться, посмотрев фильм или прочитав книгу? К сожалению, нельзя, потому что, отождествляя себя с героем на экране, переживая эмоции вместе с ним, человек не развивается, так как проживает чужие эмоции, а не свои. А большая ситуационная игра создает реальность, в которой у человека появляется возможность пройти свой «путь героя».

Второе понятие, которое лежит в основе понятия БСИ, — осознание, или осознавание. Обратимся к классическому определению Ф. Перлза, который понимал осознавание как «чистое восприятие, доступное при полном проживании момента здесь и сейчас».

В основе тренинга, по нашему мнению, тоже лежит процесс осознавания, но он имеет принципиально другое значение. В тренинге осознавание есть прерывание контакта, ретрофлексивное действие — рефлексия, прерывающая осознаваемое переживание. К примеру, если двое влюбленных, сидящих обнявшись на берегу моря и проживающих гамму эмоций и телесных ощущений, начнут размышлять, насколько прерывисто их дыхание, какова температура тела, что они чувствуют и почему, они сразу же перестанут это чувствовать и начнут анализировать то, что они чувствовали секундами раньше. БСИ как метод стремится к чистому проживанию и минимизации рефлексивных процессов на этапе игрового действия.

В любом возрасте человек по-настоящему знает и умеет лишь то, что он прожил сам. Но для этого совсем не обязательно предлагать ему «наступать на грабли». Пусть этими «граблями» станет игровое пространство. БСИ — это своего рода метод-театр, что существенно отличает его от других методов активного обучения, например тренинга. Хотя, несомненно, тренинговые элементы присутствуют и в БСИ. В БСИ от театра на самом деле много: декорации, роли, костюмы, сценическое действие. Однако основное отличие в том, что участник — не зритель, а актер, хотя «играет» он в этом действии самого себя, а не вымышленного героя.

В связи с вышесказанным хотелось бы обозначить один из основных принципов БСИ — принцип событийности. А.С. Макаренко говорил о принципе психологического события так: «Мало полагаться только на эволюционные пути развития духовной структуры индивида. Для реализации личностных перемен нужны и острые моменты, взрывы, потрясения, которые должны быть не только конфликтными, но и созидательными».

Что лежит в основе метода, мы постарались осветить. Следующим нашим шагом, как думающих профессионалов, будет ответ на вопрос, чего мы хотим достичь этим методом. Скажем о главных ценностях БСИ для нас. Это выбор, свобода, автономия, субъектность, самодетерминация. (Д.А.Леонтьев. «Психология свободы»; Э. Фромм. «Бегство от свободы».) Остановимся на двух ключевых ценностях: свобода и выбор.

Выбор есть конкретный акт, который может быть зафиксирован внешним наблюдателем, локализован во времени и пространстве («в одну реку не войти дважды»). В любой момент, когда осуществляется осознавание, контакт с реальностью, может быть совершен и выбор. Нет безальтернативных ситуаций. Однако там, где осознавание не включено, выбора может и не быть.

Свобода, напротив, это состояние, больше относящееся к возможности, нежели к действию. Если я даю себе возможность быть свободным, я уже свободен. Совсем не обязательно каждый момент времени находиться в состоянии физической свободы, чтобы быть свободным. Еще раз подчеркиваем, что свобода — это не действие, а состояние.

Кроме того, свобода — это ответственность, суть ее — контроль над собой. Человек, не контролирующий себя, несвободен! Однако ответственность — это не бремя, не чувство вины, а «крылья», то есть опять же возможность. Если перевернуть определение «свобода — это ответственность», получится, что ответственность — это свобода.

И наконец, сравним БСИ с двумя очень близкими методами: сюжетно-ролевой игрой и тренингом личностного роста.

Если сравнивать БСИ с тренингом личностного роста, то, в отличие от предыдущего сравнения, в этих методах больше сходств, чем различий, но одно принципиальное различие все же есть. Начнем сравнение с определения тренинга личностного роста. Тренинг личностного роста (ТЛР) — особый вид групповой психологической работы, фокусирующийся не столько на групповом процессе как таковом и не на процессе развития навыков межличностных взаимодействий, сколько на личностном росте участников. Основные параметры: концентрация на чувствах, осознание самого себя, ответственность, самораскрытие, фокусировка на происходящем «здесь и сейчас» (С.Л. Рубинштейн). Если опираться на это определение, то в своих принципах и ценностных основаниях ТЛР и БСИ очень схожи.

Однако в данном случае существенно различаются технологии работы, т.е. то, КАК реализуются эти ценности и принципы. В частности, принципиально различаются позиции ведущего ТЛР и БСИ. Ведущий ТЛР — это фасилитатор, ведущий БСИ — это активный руководитель, провокатор, директор. Последнее, на чем хотелось бы остановиться, — преимущества метода БСИ. А достойна ли большая психологическая игра звания самостоятельного метода, или это всего лишь удачная форма тренинга личностного роста, решать вам, уважаемые коллеги.

Преимущества БСИ

  • Присвоение и осознание получаемого опыта происходит быстрее и глубже, чем в тренинговой работе. По статистике, в результате тренинга усваивается и используется в дальнейшем не более 20% получаемой информации (хотя это очень высокий процент — прочие методы обучения результативны не более чем на 5–8%).
  • Изменения происходят через проживание, а затем лишь закрепляются анализом и рационализацией, что делает их более устойчивыми. Практика показывает, что результаты деятельности участников повышаются после тренинга, но по прошествии 3–6 месяцев снова падают.
  • БСИ имеет большой энергетический потенциал, что само по себе является ресурсом для движения вперед.
  • Результаты игры имеют много позитивных «побочных» эффектов: антистресс, рост творческого потенциала и пр.
  • Это необычный и еще не надоевший метод групповой работы, что повышает интерес, а следовательно, и результативность.


Сюжетно-ролевые игры Большие ситуационные игры
Сходства • Наличие игрового пространства, сюжетного контекста

• Принятие участниками неких ролей

• Относительно свободная динамика игрового процесса

• Получение нового социального и личностного опыта

• Схожая структура игры, этапы, включающие настрой на игру и выход из игры (деролинг)

Различия Акцент на игровой составляющей сюжета Акцент на психологической составляющей сюжета
Различия Участники принимают вымышленные роли Роль задается ситуацией и имеет опосредованное значение, участник «проживает самого себя»
Различия Действия участника ограничены сценарием и задачей роли Действия участника в рамках игровой ситуации не ограничены
Различия Наличие четкой задачи и результата, которого необходимо достичь Отсутствие конкретных задач, ситуация неопределенности
Различия Группа — важный фактор Группа имеет фоновое, прикладное значение